Страничка учителя-дефектолога

Трудности в обучении

Каждый родитель хоче­т, чтобы его ребёнок вырос умным, благоп­олучным, успешным, счастливым человеком. Но что же делать, если возникают пробле­мы, связанные с труд­ностями в обучении?

К категории детей с трудностями в обучении относятся обучающиеся, испытывающие стойкие затруднения в усвоении образовательной программы (в овладении письмом, чтением и счетом).​ Нередко о таких детях думают, что они не хотят учиться, ленятся. Однако это не так. ​

Не лень, а несформированность функций!

У обучающихся данной категории есть особенности развития отдельных психических функций (памяти, мышления, внимания), речевые проблемы, которые не позволяют им легко осваивать школьные навыки и делают этот процесс очень энергоемким. При этом данные сложности практически всегда сопровождаются личностными и поведенческими нарушениями.

Коррекция имеющихся трудностей подразумевает принятие комплексных мер. А это значит, что комплекс педагогических и коррекционных методов должен сочетаться с наблюдением у детского невролога и, конечно же, поддержкой и участием родителей ребёнка.

Советы родителям​

Общайтесь с ребёнком. Создавайте условия для его общения со сверстниками, друзьями, т.к. никакие средства массовой информации не заменят живого общения.

Хвалите детей, когда у них получается что-то сделать или чего-то достичь.

Дарите свою любовь и внимание.

Позволяйте детям выполнять домашние обязанности и поручения, развивайте умения и навыки по самообслуживанию.

Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

Излагайте свои мысли четко, конкретно, последовательно, коротко – это важное условие.

Поддерживайте психологически благоприятный климат в семье, дружеские отношения с близкими, друзьями.

Создайте дома​ развивающую среду. Обязательно выполняйте задания педагогов.

Преодоление трудностей в обучении — процесс не быстрый и не простой. Однако совместными усилиями можно помочь ребенку догнать сверстников.

 

Желаем успехов!

свернуть

7 признаков задержки речевого развития

7 признаков задержки речевого развития

Многие речевые проблемы ребёнка начинаются в самом раннем возрасте. Поэтому, слова «болезнь легче предупредить, чем лечить» являются весьма актуальными.

Сегодня мы поговорим о задержке речевого развития (ЗРР). Что это такое, когда её можно заметить и для чего родителям нужно об этом знать?

Задержка речевого развития - это более позднее овладение навыками устной речью детьми до трех лет по сравнению с возрастной нормой. При задержке развития речи ребенок может говорить, однако, в сравнении с ровесниками, речь менее качественная. Этот диагноз ставит логопед, но только после общего обследования у невролога, психолога, а при необходимости и у других специалистов — окулиста, отоларинголога, хирурга. Однако, быть внимательным  к своему ребёнку – задача родителей.

Какие признаки задержки развития существуют? Как понять, что у ребёнка ЗРР?

1.     Эмоции, которые ребёнок проявляет. Кажется, что он очень серьёзный, его трудно рассмешить, он мало улыбается, не реагирует на речь родителей.

2.     Понимание речи.  К 1 году ребёнок понимает, когда Вы обращаетесь к нему, зовёте его, предлагаете игрушку, и он откликается.

3.     У ребёнка к 1 году появляется указательный жест (его называют «глаз» - «рука»), когда ребёнок видит какой-то предмет и хочет сказать, но еще не может. Вот тогда на помощь приходит рука. Происходит такое общение – общение жестами. 

4.     Настоящие слова у ребёнка появляются после года, когда лепет переходит в настоящие слова. Они могут состоять из одного слога, например, «дай», «на», «бу!». Это детский язык. Реальные слова он может заменять своим понятным для него словом («машина» - «биби»). Но они являются осознанными!

5.     Игра или имитация игры: ребёнок должен бегать, прыгать, ползать, придумывать что-то из того, что взрослый ему даёт. Например, девочка имитирует, что кормит куклу, укладывает спать, делает прическу. Мальчик катает машинку, ставит её в гараж и т.д.

6.     Тактильность.  Он любит прикосновение,  любит обниматься, трогать маму.

7.     Общение. Но в таком возрасте ребёнок, возможно, не любит играть с чужими детьми, но ему нравится это делать с мамой и папой! Это нормально только приблизительно до трёх лет.

Итак, проверьте у своего ребёнка эти семь пунктов. И если совпадают два-три пункта - ребенку срочно нужна помощь! Играйте с ребёнком, наблюдайте за его развитием, любите его и всё будет хорошо!

Желаем успехов!

свернуть

Как научить ребенка читать?

🔹Один ребёнок уже в​ три года знает весь алфавит, а​ другой только к​ пяти годам начинает проявлять интерес к​ книгам. Многие​ родители торопятся​ в​ 3–4​ года​ научить​ детей​ читать​ и писать. Но так поступать не стоит. Дело не​ в​ возраст­е, а​ в​ готовности к​ освоению грамоты. Это плохо, когда ре­бёнок неправильно произносит большинство звуков. Сн­ачала речь, потом чтение. Иначе он может механичес­ки научиться читать, но понимать не буде­т. А это ведёт к про­блемам в школе.

🔹Обучение чтению след­ует начинать не​ с​ букв, а​ со​ звуков. Именно звуки он​ сл­ышит с​ рождения, а​ буквы​ — это средст­во записи звуков. На­учившись различать звуки в​ произносимых словах, сливать зву­ки в​ слоги, делить слова на​ слоги, реб­ёнок легко овладеет чтением. Чтению невозможно на­учиться путём заучив­ания букв.

🔹Существует много мет­одик и способов обуч­ения чтению. Один из них - звуковой мето­д. 

 

📍Звуковой метод​ обучения чтению (его еще называют фонети­ческий метод) состоит из следующих этапо­в:

1. Ребёнок учится сл­ышать и различать зв­уки в словах.

2. Учит, какими букв­ами записываются эти звуки.

3. Учится складывать написанные буквами звуки в слоги.

4. Читает слова, а потом – предложения.

 

📍Преимущества звуково­го метода:

1. Ребёнку не придется "переучиваться", он будет легко понимать учителя и выполнять его задания (наприм­ер, делить слово по слогам, различать гл­асные и согласные зв­уки и другие).

2. Метод развивает фоне­матический слух, который позволя­ет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их​ правильному произнош­ению.

3. Учить читать по звук­овому методу можно​ в любом удобном месте, некоторые упражнен­ия можно выполнять даже на улице.

4. Для обучения не нужны дорогостоящие или сложные в изготовлен­ии пособия, не нужна какая-то особенная подготовительная раб­ота.​ Для большинства упражнений достато­чно только фломастера и листка бумаги, а для некоторых - не нужно будет даже и этого.

 

📍Минусы звукового мет­ода

1. Поскольку обучение чтению идет через анализ слова, через развитие фонематического слух­а, через звуки к сло­гам, через слоги - к словам, то это - до­вольно длительный пр­оцесс, требующий опр­еделенного уровня ра­звития ребенка, поэт­ому​ начинать заниматься по этому методу слиш­ком рано - просто бе­ссмысленно.

2. Научиться быстро и не задумываясь скл­адывать звуки в слог­и, а потом в слова, особенно если эти сл­ова - длинные и слож­ные, не так то прост­о. Для достижения бы­строй техники чтения необходимо много чит­ать и тренироваться.

3. Обычно первое вре­мя​ ребенок не понимает прочитанного, поскольку все его усилия будут направл­ены на то, чтобы про­читать и разобрать отдельные слова. Пони­манию прочитанного придется уделять отде­льное внимание.

 

✔️Когда начинать?

Основные показатели такой готовности:

1. Ребенок говорит отде­льными предложениями;

2. Внятно произносит бо­льшинство звуков;

3. Может последовательно рассказать, как он​ провел день в​ дет­ском саду или в​ гос­тях у​ бабушки;

4. Ориентируется в​ про­странстве, знает пон­ятия "влево", "вправ­о", "вверх", "вниз";

удерживает внимание, может заниматься од­ним делом (рисовать, лепить, собирать ко­нструктор и​ др.) 10­–15​ минут.

Если все приведенные факторы характерны для вашего ребенка, значит, он созрел для обучения. Если не все перечисленное им­еет место, то это не повод для грусти, а руководство к дейст­вию: вам будет понят­но, в каком направле­нии работать. А буквы и слоги еще выучите – все только начин­ается.

 

свернуть

Буклет "Артикуляционная гимнастика каждый день"

 

 

В помощь детям.  Артикуляционная гимнастика

 

Данный буклет поможет правильно выполнять артикуляционную гимнастику в домашних условиях.

 

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо

 

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

 

 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).  4. При отборе упражнений идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 

 

Упражнения для губ

 

  1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. 2.Трубочка Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.  3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. 4.  Улыбка - Трубочка Чередование положений губ.

Статические упражнения для языка 1. Лопаточка.  Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.  2. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.  3 Иголочка (Стрелочка. Жало).  Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.  4. Горка (Киска сердится).  Рот открыт. Кончик языка упирается

в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 

  1. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка

 

  1. Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. 2. Качели.  Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.  3. Футбол (Спрячь конфетку).  Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. 

 

  1. Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. 
  2. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. 
  3. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.  7. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.  8. Оближем губки. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

 

Буклет "Артикуляционная гимнастика каждый день"

Уважаемые родители!

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся три раза в неделю – индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.

При выполнении логопедических упражнений дома следует соблюдать ряд условий:

  1. Приступать к выполнению логопедических упражнений следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.
  2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.
  3. Логопедические упражнения выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации логопеда.
  4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения упражнений, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п.
  5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.
  6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.
  7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.
  8. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.

 

Желаю удачи!

 

Игры на профилактику и коррекцию дисграфии

Игра «Магазин» (проблема пропуска букв в словах).  Группам раздаются карточки с картинками АРБУЗ и ГРУША. Группе нужно прорекламировать свой предмет, подбирая определение к каждой букве слова.

Игра «Корзина» (проблема пропуска букв в словах).  

Группам раздаются корзинки и листочки, в которые они за 3 минуты должны «собрать» слова, заканчивающиеся на –ОК и –ИНА.

Игра «Словесный мяч» (проблема пропуска букв в словах).  Группы по очереди называют слова, начинающиеся на последнюю букву слова соперника.

Игра «Словесные цепочки» (проблема пропуска букв в словах).  Группы по очереди называют слова, составляя цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, используются только существительные именительного падежа единственного числа, например: арбуз – бузина – народ и т.д.

Упражнение «Составление словосочетаний с теми словами, написание которых формируется» (способ запоминания словарных слов). Составьте словосочетание, чтобы слова в них начинались на одинаковую букву. Слова записываются на доске

Шофёр – шустрый

Салют – сияет

Жонглёр – Жора

Футбол – французкий

Затем первый столбик стирают и по памяти вновь записывают.рта. Делается в медленном темпе под счет.

Игра «Арабское письмо»

Взрослый диктует слова, которые ребёнок записывает, начиная с правой стороны строчки и наоборот.

Игра «Древнерусское письмо»

Взрослый диктует слова, которые ребёнок записывает только согласными, обозначая гласные многоточиями. Сразу же предлагается записать это предложение только гласными, ставя точки на месте согласных. Делаем выводы, какое предложение читается легче, улавливаем роль согласных в русском письме.

Игра «Бухгалтер»

Педагог называет слова с одинаковым количеством букв. Ребёнок должен назвать определённую по счёту букву во всех словах.

Упражнение «Таблица»

Ребенок смотрит на таблицу и быстро подсчитывает, сколько раз встречается в таблице каждое из чисел от О до 9. Если он сбился при выполнении задания, то начинает сначала.

 

свернуть

поделиться в:

Интернет-ресурсы: