Функциональная грамотность

Памятка

Памятка для участников образовательных отношений

 «Функциональная грамотность и ее компоненты»

Читательская грамотность

Естественнонаучная грамотность

Математическая грамотность

Финансовая грамотность

Глобальная компетентность

 Креативное мышление

Компьютерная грамотность 

Под читательской грамотностью понимается – способность человека понимать смысл текста, рефлексировать его и чтение дает возможность достичь цели, расширить возможности и собственные знания, применяющие в социальной жизни.

Под естественнонаучной грамотностью понимается – способность участвовать в обсуждении проблем в рамках естественных наук и современных процессов, что требует наличие компетенций, связанных с естественными науками.

Под математической грамотностью понимается – способность личности формулировать, понимать и применять свои математические знания в разнообразных контекстах. Она поможет понять роль математических знаний в мире, высказывать свои суждения и принимать конструктивные решения.

Под финансовой грамотностью понимается знаний финансовых терминов, рисков, решение финансовых ситуаций и задач, что дает возможность участвовать в экономической жизни общества.

Глобальная компетентность определяется как многомерная способность, которая включает в себя: способность изучать глобальные и межкультурные проблемы,  понимать и ценить различные взгляды и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими,  принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития.

Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

Компьютерная грамотность заключается в умениях: работать с информацией в интернете, искать и анализировать данные, сегментировать их по степени достоверности. пользоваться электронными сервисами: почтой, облачными хранилищами, базовыми программами; знать правила безопасности и защиты личной информации, управлять личными аккаунтами в соцсетях.

свернуть

Цель и задачи работы учреждения по функциональной грамотности

Цель: создать условия для формирования функциональной грамотности   обучающихся.

Задачи:

  1. Изучение отечественной практики развития функциональной грамотности школьников.
  2. Определение механизмов реализации системы мер по формированию функциональной грамотности школьников.
  3. Повышение квалификации педагогических кадров для формирования функциональной грамотности обучающихся.
  4. Совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
  5. Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.

 

свернуть

План работы на учебный год

№ п/п

Категория участников

Содержание

Дата

Ответственные

1

педагоги

Разработка памятки для участников образовательных отношений «Функциональная грамотность и ее компоненты»

август 2024

Ероменок Л.И.,

Шамшур А.М.

2

учащиеся школы

Участие обучающихся школы в конкурсах, олимпиадах по развитию функциональной грамотности

в течение года

педагоги

3

с учащимися школы

Проведение открытых уроков, внеурочных занятий по формированию функциональной грамотности у обучающихся

в течение года

Ероменок Л.И.

4

6 класс

Факультатив “Шчаслівы беларусам звацца”

в течение года

Шамшур Е.Н.

5

5 класс

Игровое занятие “Горящий тур”

сентябрь

Мателенок Т.М.

6

7 класс

Интерактивный колейдоскоп “В единстве наша сила”

сентябрь

Панкрат Л.И.

7

2/3 классы

Путешествие в страну функциональной грамотности «За покупками»

октябрь

Лысёнок Е.П.

8

4 класс

Игра «Открывай мир через ощущения»

ноябрь

Пазик О.А.

9

9 класс

Дискуссионный урок «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни»

декабрь

Мишуто М.К.

10

МО библиотекарей района

Открытое мероприятие по функциональной грамотности,  5-9 классы

ноябрь

Мателенок Т.М.

11

2/3 классы

Викторина  «Почемучка»

февраль

Лысёнок Е.П.

12

5 класс

Квест-игра «Знание – сила»

февраль

Мателенок Т.М.

13

9 класс

Дискуссионный урок «События и факты с разных точек зрения»

март

Мишуто М.К.

14

педагоги

Методический семинар-практикум «Формирование функциональной грамотности как основное условие интеграции учащихся в современном мире»

октябрь

Ероменок Л.И.

15

родители

Родительское собрание «Функциональная грамотность как образовательный результат»

декабрь

Администрация

16

педагоги

Организация работы по повышению квалификации учителей по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся

в течение года

Ероменок Л.И.

17

педагоги

Формирование банка лучших педагогических практик по формированию функциональной грамотности обучающихся

в течение года

Ероменок Л.И.

18

педагоги

Анализ реализации мероприятий плана работы  (Сов. при директоре)

апрель

Ероменок Л.И.

19

учащиеся

Мониторинг функциональной грамотности учащихся на уровне школы

 

май

кл.руководители

20

 

Создание на сайте учреждения образования страницы «Функциональная грамотность» в разделе «Наша деятельность»

август

Ероменок Л.И.

свернуть

Формирование функциональной грамотности учащихся: эффективные методы и приёмы

Прием «Лови ошибку»

Цель     -          найти             и          исправить намеренно допущенные в тексте ошибки. 

Прием «Проблемная ситуация»

Цель – побудить ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Приемы «Своя опора», 

«Ключевые слова»

Цель - научить ребенка работать с информацией,             составлять    схемы, конспекты.             Учащиеся             самостоятельно составляют опорный конспект или схему. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы,        корректируются     недостатки. Приём             «Ключевые слова»           можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и др.

Приём «Смысловое чтение»

«Чтение           наоборот»,   «Перемешанные буквы», «Вверх ногами», «Чтение с половинками слов», «Чтение с решёткой», «Сплошной текст», «Текст с наложением», «Текст с картинками»,

«Шторка», «Нет порядка» (по Ткачёвой О.Н.)

Приём «Чтение про себя с вопросами»

Цель - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся     вопросы.       Алгоритм

реализации приема: 1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы. 2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает. 3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.

Приём «Чтение с остановками»

Цель - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Алгоритм реализации приема: чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

Приём «Фишбоун» 

(рыбий скелет/рыбья кость)

Универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему. В его основе - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Это приём позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы.

 

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: