Функциональная грамотность
Памятка
Памятка для участников образовательных отношений
«Функциональная грамотность и ее компоненты»
Читательская грамотность
Естественнонаучная грамотность
Математическая грамотность
Финансовая грамотность
Глобальная компетентность
Креативное мышление
Компьютерная грамотность
Под читательской грамотностью понимается – способность человека понимать смысл текста, рефлексировать его и чтение дает возможность достичь цели, расширить возможности и собственные знания, применяющие в социальной жизни.
Под естественнонаучной грамотностью понимается – способность участвовать в обсуждении проблем в рамках естественных наук и современных процессов, что требует наличие компетенций, связанных с естественными науками.
Под математической грамотностью понимается – способность личности формулировать, понимать и применять свои математические знания в разнообразных контекстах. Она поможет понять роль математических знаний в мире, высказывать свои суждения и принимать конструктивные решения.
Под финансовой грамотностью понимается знаний финансовых терминов, рисков, решение финансовых ситуаций и задач, что дает возможность участвовать в экономической жизни общества.
Глобальная компетентность определяется как многомерная способность, которая включает в себя: способность изучать глобальные и межкультурные проблемы, понимать и ценить различные взгляды и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития.
Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.
Компьютерная грамотность заключается в умениях: работать с информацией в интернете, искать и анализировать данные, сегментировать их по степени достоверности. пользоваться электронными сервисами: почтой, облачными хранилищами, базовыми программами; знать правила безопасности и защиты личной информации, управлять личными аккаунтами в соцсетях.
Цель и задачи работы учреждения по функциональной грамотности
Цель: создать условия для формирования функциональной грамотности обучающихся.
Задачи:
- Изучение отечественной практики развития функциональной грамотности школьников.
- Определение механизмов реализации системы мер по формированию функциональной грамотности школьников.
- Повышение квалификации педагогических кадров для формирования функциональной грамотности обучающихся.
- Совершенствование учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
- Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.
План работы на учебный год
№ п/п |
Категория участников |
Содержание |
Дата |
Ответственные |
1 |
педагоги |
Разработка памятки для участников образовательных отношений «Функциональная грамотность и ее компоненты» |
август 2024 |
Ероменок Л.И., Шамшур А.М. |
2 |
учащиеся школы |
Участие обучающихся школы в конкурсах, олимпиадах по развитию функциональной грамотности |
в течение года |
педагоги |
3 |
с учащимися школы |
Проведение открытых уроков, внеурочных занятий по формированию функциональной грамотности у обучающихся |
в течение года |
Ероменок Л.И. |
4 |
6 класс |
Факультатив “Шчаслівы беларусам звацца” |
в течение года |
Шамшур Е.Н. |
5 |
5 класс |
Игровое занятие “Горящий тур” |
сентябрь |
Мателенок Т.М. |
6 |
7 класс |
Интерактивный колейдоскоп “В единстве наша сила” |
сентябрь |
Панкрат Л.И. |
7 |
2/3 классы |
Путешествие в страну функциональной грамотности «За покупками» |
октябрь |
Лысёнок Е.П. |
8 |
4 класс |
Игра «Открывай мир через ощущения» |
ноябрь |
Пазик О.А. |
9 |
9 класс |
Дискуссионный урок «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» |
декабрь |
Мишуто М.К. |
10 |
МО библиотекарей района |
Открытое мероприятие по функциональной грамотности, 5-9 классы |
ноябрь |
Мателенок Т.М. |
11 |
2/3 классы |
Викторина «Почемучка» |
февраль |
Лысёнок Е.П. |
12 |
5 класс |
Квест-игра «Знание – сила» |
февраль |
Мателенок Т.М. |
13 |
9 класс |
Дискуссионный урок «События и факты с разных точек зрения» |
март |
Мишуто М.К. |
14 |
педагоги |
Методический семинар-практикум «Формирование функциональной грамотности как основное условие интеграции учащихся в современном мире» |
октябрь |
Ероменок Л.И. |
15 |
родители |
Родительское собрание «Функциональная грамотность как образовательный результат» |
декабрь |
Администрация |
16 |
педагоги |
Организация работы по повышению квалификации учителей по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся |
в течение года |
Ероменок Л.И. |
17 |
педагоги |
Формирование банка лучших педагогических практик по формированию функциональной грамотности обучающихся |
в течение года |
Ероменок Л.И. |
18 |
педагоги |
Анализ реализации мероприятий плана работы (Сов. при директоре) |
апрель |
Ероменок Л.И. |
19 |
учащиеся |
Мониторинг функциональной грамотности учащихся на уровне школы
|
май |
кл.руководители |
20 |
|
Создание на сайте учреждения образования страницы «Функциональная грамотность» в разделе «Наша деятельность» |
август |
Ероменок Л.И. |
Формирование функциональной грамотности учащихся: эффективные методы и приёмы
Прием «Лови ошибку» Цель - найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки. Прием «Проблемная ситуация» Цель – побудить ребенка самостоятельно искать выход из затруднения. Приемы «Своя опора», «Ключевые слова» Цель - научить ребенка работать с информацией, составлять схемы, конспекты. Учащиеся самостоятельно составляют опорный конспект или схему. Такие опорные конспекты могут служить материалом для организации групповой работы, где выявляются их плюсы и минусы, корректируются недостатки. Приём «Ключевые слова» можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы, например, по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» и др. Приём «Смысловое чтение» «Чтение наоборот», «Перемешанные буквы», «Вверх ногами», «Чтение с половинками слов», «Чтение с решёткой», «Сплошной текст», «Текст с наложением», «Текст с картинками», «Шторка», «Нет порядка» (по Ткачёвой О.Н.) Приём «Чтение про себя с вопросами» Цель - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы. Алгоритм |
реализации приема: 1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы. 2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает. 3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают. Приём «Чтение с остановками» Цель - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Алгоритм реализации приема: чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка. Приём «Фишбоун» (рыбий скелет/рыбья кость) Универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему. В его основе - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Это приём позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы.
|
Мы в соцсетях & RSS