Оздоровление дошкольников
Организация работы в летний период
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 92 дня.
Подготовка к летнему периоду
Организация деятельности учреждений дошкольного образования в летний период требует тщательной подготовки.
Показателями готовности учреждения дошкольного образования к летнему периоду являются:
- наличие и исправность игрового и спортивного оборудования, плескательных бассейнов;
- наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;
- функционирование поливочной системы;
- обеспечение замены песка в многофункциональных песочницах с закрывающимися крышками (наличие соответствующего сопроводительного документа);
- засетченность окон в учреждении дошкольного образования.
-
С целью создания благоприятных условий для пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования организуется работа по выявлению у законных представителей воспитанников потребности в посещениях учреждений дошкольного образования в летний период.
-
При сокращении численности воспитанников в летний период допускается переформирование групп в учреждении дошкольного образования, в том числе в разновозрастные группы, или их закрытие.
-
В подготовительный период со всеми работниками учреждения дошкольного образования обсуждаются:
- ресурсное обеспечение летнего оздоровления (мероприятия по благоустройству территории; физкультурной площадки: приведение в порядок беговой дорожки, площадки для изучения правил дорожного движения; выносного материала для игровой и двигательной деятельности детей и др.);
- организация летнего оздоровления (организация питания, лечебно-профилактическая работа, система физкультурно-оздоровительной работы, система закаливания);
- организация распорядка дня в летний период;
- взаимодействие с семьей;
методические рекомендации для педагогических работников:
– по профилактике острых кишечных инфекций;
– по предупреждению отравления детей ягодами и грибами;
– по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
-
В уголке для родителей вывешивается распорядок дня на летний период, материалы консультаций для родителей;
Создание безопасных условий жизнедеятельности детей
-
За создание здоровых и безопасных условий при организации образовательного процесса заведующий учреждением дошкольного образования, педагогические работники несут персональную ответственность в соответствии с законодательством.
-
На территории учреждения дошкольного образования не должно быть камней, кирпичей, резиновых покрышек, сухостойных деревьев, колючих кустарников, деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.
-
Групповые площадки:
– должны иметь инсолируемую и затененную части;
– оборудоваться многофункциональными песочницами с закрывающимися крышками. Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен. На ночь песочницы должны закрываться крышками;
– для воспитанников в возрасте до 3 лет необходимо иметь травяное покрытие. На групповых площадках для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет кроме травяного покрытия должно предусматриваться и покрытие утрамбованным грунтом;
–обеспечиваются поливочными системами с отведением воды в ливневую канализацию. При сухой и жаркой погоде не менее двух раз в день перед уборкой территории проводится поливка земельного участка учреждения дошкольного образования;
– надворное оборудование (навесы, веранды, террасы) должно быть надежно закреплено, устойчиво, исправно, безопасно;
–установленное на территории игровое и физкультурное оборудование должно ежедневно протираться;
– игрушки для игры на улице в конце дня моются непосредственно на территории учреждения дошкольного образования с помощью поливочных шлангов.
Организация летнего оздоровления
-
Предусматривается максимальное пребывание детей на воздухе (работа с детьми проводится на улице в соответствии с запланированными мероприятиями). Выход детей на улицу осуществляется после завтрака.
-
Организация питания осуществляется в соответствии с натуральными нормами.
В летний период важно обеспечить систему мер, направленную на качество организации рационального, сбалансированного питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников необходимо уделять внимание не только качеству продуктов, поступающих на пищеблок, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.
В летний период предпочтение отдается свежим овощам, фруктам, сокам.
В летнее время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т. к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится не более 6 часов.
Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении дошкольного образования. Питьевая вода выносится на улицу, разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей.
- В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.
Физкультурно-оздоровительная работа включает:
– утреннюю гимнастику;
– комплекс общеразвивающих упражнений (игрового, сюжетного, тематического вида);
– подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
– активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
– самостоятельную двигательную деятельность;
– закаливание.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:
комплекс общеразвивающих упражнений;
обыгрывание сюжета;
3-4 подвижные игры;
физические упражнения с использованием полосы препятствий, простейших тренажеров;
оздоровительный бег на участке;
элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.
Комплекс общеразвивающих упражнений направлен на:
повышение адаптивных и функциональных возможностей организма воспитанников на основе комплексного использования физических упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена мест проведения занятий и др.);
расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании; развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости); овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений за счет оптимального и вариативного применения предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников.
При организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с воспитанниками. Вариантами организации подвижных игр и физических упражнений на прогулке являются:
комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с определенной направленностью (в том числе сюжетной):
профилактика нарушений осанки и плоскостопия;
развитие координационных способностей;
развитие физических качеств;
совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных положений, в необычных условиях и т. п.);
элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис, городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде, самокате, плавание и др.);
игры с элементами спортивного ориентирования;
комплекс подвижных игр (2-3 игры) с разными видами основных движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.
Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха, комплексно решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, способствует развитию у детей умения творчески использовать двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.
Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:
включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных видах деятельности);
обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для выполнения физических упражнений на воздухе;
предоставление достаточного места для движений, выполнения физических упражнений;
индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.
Закаливание является важным средством укрепления здоровья воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.
Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы, используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):
ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);
многократное умывание в течение дня;
полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;
дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);
ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.
Организация образовательного процесса в летний период
Художественно-эстетическая работа включает:
- изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
- музыкальную деятельность воспитанников;
- ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.
При организации в изобразительной деятельности воспитанников в летний период важным является:
- проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;
- экспериментирование с изобразительными, природными и дополнительными материалами;
- включение в образовательный процесс творческих заданий, способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);
- освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия, ниткография и др.);
- лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);
- аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);
- конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);
- детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).
В летний период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:
- включение изобразительной деятельности в детские праздники;
- проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;
- организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.
В летний период при организации музыкальной деятельности воспитанников важным является:
- использование музыки в режимных моментах;
- фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;
- проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;
- включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П. И. Чайковского и др.);
- сольное и коллективное музицирование;
- самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).
В летний период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.
В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.
Во время организации летнего оздоровления предполагается ежедневный контроль за:
– качеством поставляемых продуктов питания, введением в рацион соков, фруктов, овощей;
– приготовлением блюд (присутствие при закладке основных продуктов, выдача пищи с пищеблока);
– С-витаминизацией дневного или суточного рациона;
– организацией диетического питания диспансерных детей и детей, склонных к аллергии;
– соблюдением питьевого режима, обеспечением водой детей на прогулке;
– обеспечением санитарно-эпидемиологического режима в группах;
– организацией сна детей. В теплое время года дневной и ночной сон проводится при открытых окнах, избегая сквозняков;
– одностороннее проветривание может проводиться в присутствии воспитанников, в теплое время года – непрерывно;
– проведением всех форм работы с детьми (кроме сна и питания) на свежем воздухе;
– обеспечением детей головными уборами, одеждой в соответствии с погодой;
– исправность стационарного игрового и спортивного оборудования, плескательных бассейнов;
– наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;
– функционирование поливочной системы;
– засетченность окон в учреждении дошкольного образования.
План на летний период
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА |
|||||||||
1 |
Музыкальные развлечения: «Здравствуй, лето красное!» |
04.06.2024 |
Красько З.Ф. |
|
|||||
2 |
День здоровья «Весёлый мяч» |
18. 06.2024 |
Шимукович И.П. |
|
|||||
3 |
Спектакль по сказке «Сестрица- Алёнушка и братец-Иванушка” |
4-я неделя |
Красько З.Ф. Шимукович И.П. |
|
|||||
4 |
Мероприятия по предупреждению ПДД Обучение детей правилам дорожного движения «Страна дорожных знаков» |
В течение месяца |
Красько З.Ф. Шимукович И.П |
|
|||||
5 |
Мероприятия по плану «Береги себя сам» Обучение детей правильному поведению с незнакомыми людьми |
|
Красько З.Ф. Шимукович И.П |
|
|||||
|
|||||||||
1. |
Анализ состояния здоровья детей на начало летней оздоровительной компании |
Июнь |
Шипило Е.П. |
|
|||||
2. |
Консультация «Первая помощь при ушибах» |
Июнь |
Шипило Е.П. |
|
|||||
|
|||||||||
1 |
Консультации Как можно оздоровить ребенка дома |
В течение месяца |
Красько З.Ф. |
|
|||||
|
Совместная деятельность родителей и детей Участие в празднике «День защиты детей» |
В течение месяца |
Красько З.Ф. Шимукович И.П |
|
|||||
|
Посещение семей на дому
|
По графику |
Красько З.Ф. Шимукович И.П |
|
|||||
|
|||||||||
1 |
Содержание работы по ознакомлению детей со школой Экскурсия на спортивную площадку |
Июнь |
Красько З.Ф. Шимукович И.П |
|
|||||
2 |
Содержание работы по взаимодействию с родителями Информация на стендах, на сайте УО рекомендаций по подготовке к школе |
Июнь |
Шимукович И.П. Ероменок Л.И. |
|
|||||
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД |
|||||||||
1.
|
Работа с детьми Соблюдение питьевого режима Систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей |
Июнь |
Красько З.Ф. Шимукович И.П |
|
|
РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ |
|
|||||||
1 |
Консультации для воспитателей «Развитие мелкой моторики рук» «Вежливый ребенок» |
10.07.2024 23.07.2024 |
Красько З.Ф. Шимукович И.П |
|
|||||
2 |
Открытые просмотры «Беда от спички-невелички» «Кладовая здоровья в саду и огороде» старшая группа. |
04.07.2024 29.07.2024 |
Красько З.Ф. Шимукович И.П |
|
|||||
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА |
|||||||||
1 |
Музыкальные развлечения: Праздник «Купалле» |
08.07.2024 |
Красько З.Ф. |
|
|||||
2 |
1.Физкультурный досуг «Космическое приключение» 2.Физкультурное развлечение «Вместе веселее» |
16. 07.2024
23.07.2024 |
Красько З.Ф. |
|
|||||
3 |
Настольный театр «Курочка Ряба» |
2-я неделя |
Красько З.Ф. |
|
|||||
4 |
Мероприятия по предупреждению ПДД «В стране ПДД»
|
1-я неделя
|
Шимукович И.П. |
|
|||||
5 |
Мероприятия по плану «Береги себя сам» Обучение детей безопасному общению с животными |
|
Шимукович И.П. |
|
|||||
МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА |
|||||||||
1. |
Обеспечение санитарно-эпидемиологического режима в группах |
Июль |
Красько З.Ф. |
|
|||||
2. |
Консультация «Первая помощь при перегревании, солнечном ударе» |
Июль |
Шимукович И.П. |
|
|||||
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ |
|||||||||
1 |
Консультации «Лето красное и опасное…» |
В течение месяца |
Красько З.Ф. |
|
|||||
|
Совместная деятельность родителей и детей Участие в празднике «Купалле» |
08 .07.2024 |
Красько З.Ф. Шимукович И.П |
|
|||||
|
Посещение семей на дому
|
По графику |
Красько З.Ф. Шимукович И.П |
|
|||||
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧРЕЖДЕНИЕМ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ |
|||||||||
1 |
Содержание работы по взаимодействию с родителями Информация на стендах, на сайте УО рекомендаций по подготовке к школе |
Июль |
Ероменок Л.И. |
|
|||||
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД |
|||||||||
1.
|
Работа с детьми 1.Соблюдение питьевого режима 2.Проведение специально-организованной деятельности и режимных моментов на свежем воздухе |
Июль |
Красько З.Ф. Шимукович И.П |
|
Распорядок дня
Прыём дзяцей у сад |
07.30-08.25 |
Ранішняя гімнастыка |
08.25-08.35 |
Сняданак |
08.40-09.00 |
Падрыхтоўка да прагулкі Прагулка Мастацка-эстэтычная і фізкультурна-аздараўленчая дзейнасць |
09.00-11.45
|
Падрыхтоўка да абеду |
11.45-12.00 |
Абед |
12.00-12.30 |
Падрыхтоўка да сну |
12.30-12.50 |
Сон |
12.50-15.00 |
Пад’ём, працэдуры па загартоўцы |
15.00-15.15 |
Гульні, самастойная дзенасць |
15.15-15.30 |
Вячэра |
15.30-15.45 |
Падрыхтоўка да прагулкі |
15.45-15.50 |
Прагулка 2 |
15.50-18.00 |
Адыход дзяцей да дому |
17.50-18.00 |
Мы в соцсетях & RSS