"Школьный музей как ресурс гражданско-патриотического развития и воспитания обучающихся"

С 2023/2024 года в школе реализуется районный инновационный проект "Школьный музей как ресурс гражданско-патриотического развития и воспитания обучающихся"

Инновационный проект

«Школьный музей как ресурс гражданско-патриотического развития и

воспитания обучающихся»

Сроки реализации: 2023- 2025 годы

Руководитель проекта:

Ероменок Л.И., заместитель директора по УВР

ГУО «Ситьковская БШ»

211952, Витебская область,

Миорский район,

Д.Ситьково, ул. Школьная,9

Телефон: 8 (02152) 3-65-18

E-mail: sit_sch@miory-obr.gov.by

 

Консультант проекта: 

Сипович И.В. методист ГУ «Миорский районный УМК»

 

 

 

 

 

Оглавление

  1. Общие сведения об инновационном проекте
  2. Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта
  3. Тема инновационной работы
  4. Проблема исследования. Научная и практическая значимость ее решения для развития системы образования
  5. Гипотеза
  6. Задачи инновационной деятельности
  7. Концептуально-прогностическая часть программы
  8. Программа инновационной деятельности и этапы ее реализации

9.Критерии и показатели, согласно которым будет оцениваться эффективность инновационной деятельности

10.Материально-техническое обеспечение проекта

  1. Формы отчётности
  2. Список использованной литературы               Общие сведения об инновационном проекте

1.Полное название инновационного проекта

Школьный музей как ресурс гражданско-патриотического развития и воспитания обучающихся

2.Полное название учреждения образования, на базе которого планируется инновационная деятельность: государственное учреждение образования «Ситьковская базовая школа»

Адрес учреждения образования:

Ул.Школьная,9

211952, д.Ситьково

Миорского района

Витебской области

Контактный телефон: (802152) 3-65-18

  1. Данные о консультанте

Сипович И.В. методист ГУ «Миорский районный УМК»

  1. Разработчики проекта

Ероменок Л.И.заместитель директора по УВР;

Мателенок Т.М. заведующая музеем

Сроки проведения инновационного проекта: 2023- 2025 годы

Раздел 1

1.1 Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта

Изменения, происходящие в Республике Беларусь: демократизация общества, построение правового государства, признание основных прав и свобод человека, о которых говорится в Конвенции о правах человека и Конвенции о правах ребенка, в Кодексе Республики Беларусь об образовании, а также расширение возможностей в развитии личности – актуализировали проблему гражданского воспитания подрастающего поколения.

Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании задачей воспитания в учреждениях образования, которая в рамках данного исследования соотносится с гражданским образованием, является «формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося» [ст.16, с.27].

В соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь в современных социокультурных условиях одним из основных составляющих воспитания является гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции.

Историко-культурное наследие народа Беларуси является достоянием белорусского народа и неотъемлемой частью достижений мировой цивилизации. Оно представляет собой важнейший источник творческих сил народа. Его сохранение — наиболее эффективное средство национального развития, создания полноценных условий совершенствования личности.

Чтобы приобщить ребенка к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, нужно погрузить школьника в культурно-историческое пространство. Особая роль в этом принадлежит музею, именно он приходит на помощь образованию. Он выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. Поэтому очень важен процесс интеграции музейного дела, образования и культуры. Сливаясь в единое цело, музей и образование формируют духовность человека.

Музейные уроки, как одно из направлений деятельности музея, становится все более востребованными в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.

Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся 1–9-х классов. Музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого ,в мир творца. Так прокладывается мостик к сердцу ребенка, так формируются правильные жизненные ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни. В этом суть музейной педагогики. Кроме того, сегодня музей становится средством приобщения человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов музей становится базой для общения, формирования нравственных ориентиров, воспитания человека высокой культуры.

Актуальность определяется особой важностью на современном этапе реализации непрерывного школьного образования учащихся средствами интеграции учебно-воспитательной работы с музейной деятельностью и недостаточным вниманием к этой проблеме как в научных исследованиях, так и в массовой практике. Мы считаем, что в эпоху массового снижения нравственных ценностей необходимо воспитывать духовность, гражданственность и патриотизм через приобщение школьников к нетленным ценностям, которые хранит музей.

1.2. Тема инновационной работы

Одной из главных задач современного образования становится создание условий для выработки у обучающихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.

1.3. Проблема исследования. Научная и практическая значимость ее решения для развития системы образования

На сегодняшний день в нашем прагматичном обществе назрела проблема в формировании гуманной личности, способной видеть и творить прекрасное, ценить прошлое, иметь устойчивую гражданскую позицию, самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству. Все эти качества присутствуют у детей, обладающих богатым творческим потенциалом, с развитым чувством восприятия окружающего мира и способных к нестандартному подходу при решении разнообразных задач.

Дети представляют собой потенциал общества, от их способностей зависит какой сформируется научная, техническая и культурная сфера Беларуси.

Проблема развития творческого потенциала детей не нова, но в настоящее время особенно актуальна, так как художественно – эстетическое воздействие на ребенка оказывает, в основном, телевидение. В жизни школьника практически отсутствуют театры, музеи, которые являются важной составляющей в развитии у детей чувства прекрасного, потребности видеть красоту вокруг себя, иметь правильную гражданскую позицию.

Научная значимость:

  • разработка теоретической основы и определение комплекса педагогических условий при реализации социализирующей функции в интеграции основного образования с музейной деятельностью;
  • теоретическое обоснование и проверка модели школьника-музееведа с выделением типологии следующих видов деятельности: экскурсоводы, корреспонденты, журналисты, музееведы, исследователи, фотографы;
  • выявление взаимосвязи школьного и семейного воспитания учащихся на базе школьного музея;
  • практическая значимость:
  • разработка и выпуск дидактических материалов, технологических карт, маршрутных листов для практических занятий, самостоятельной работы школьников и т. д.
  • создание альбома памяти.

Таким образом, данный проект является актуальным и носит инновационный характер – направленность на будущее.

1.4. Объект исследования – учащиеся ГУО «Ситьковская БШ»

1.5. Предмет исследования – эффективность влияния материалов историко-этнографического музея «Ситьково» на формирование у школьников ценностного отношения к культурно – историческому наследию.

1.6. Цель инновационной работы

- создание условий для развития свободной, творческой, инициативной личности школьника путем включения ее в многообразную деятельность музея.

1.7. Гипотеза

Если образовательный процесс в школе будет организован с использованием музейных педагогических технологий, то будут достигнуты высокие результаты в эстетическом развитии детей, их самореализации. Наш выпускник

– научится видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития современного времени; – будет понимать взаимосвязь исторических эпох и свою причастность к современной культуре, неразрывно связанной с прошлым; – будет уважительно относиться к другим культурам; – будет обладать повышенным уровнем образованности, разбираться в системе духовных и культурных ценностей народа.

1.8. Задачи инновационной деятельности

  • Расширение сферы образования через приобщение к музейным  материалам;
  • Пополнение и обновление экспозиций музея;
  • Гармонизация развития творческой личности;
  • Сохранение традиций, воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
  • Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея;
  • Развитие самоуправления в процессе работы проекта;
  • Формирование самосознания, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
  • Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
  • Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога.

Раздел 2

Концептуально-прогностическая часть программы

2.1. Концепция исследования

  1. Тема исследования “Школьный музей как ресурс гражданско-патриотического развития и воспитания обучающихся” органично вписывается в тему работы школы: формирование гражданской и социальной позиции личности школьника, через активизацию идеологической  и воспитательной работы.
  2. Педагогические, психологические и социологические исследования по проблемам гуманизации образования, становления позитивных качеств личности и ее социализация в процессе школьного образования.
  3. Теории развивающего обучения.
  4. Научно-теоретические труды по проблемам краеведения, музееведения и экскурсоведения.

2.2. Оценка эффективности инновационной работ

Показателями эффективности деятельности будет являться:

  • Количество обучающихся и педагогов, вовлеченных в реализацию проекта.
  • Степень удовлетворенности участников инновационной работы качеством представляемых услуг.
  • Распространенность опыта среди других учебных заведений района.
  • Значительное повышение уровня образованности учащихся, их общей культуры, осведомленности, конкурентоспособности, психологической устойчивости.
  • Создание и освоение новых технологий, методик, приемов.

2.3. Прогнозирование негативных последствий инновационной работы

  1. Неэффективное использование отдельными педагогами на практике технологии проектной деятельности,музейных педагогических технологий.
  2. Влияние недостаточной ИКТ-компетентности на качество разработки решений проекта.
  3. Негативная реакция отдельных родителей и учащихся на нововведения.

2.4. Условия и предложения по возможному распространению результатов по завершении инновационной деятельности

Все результаты и практические материалы, полученные в ходе работы районной инновационной площадки найдут отражение:

  • в публикациях на страницах сайта школы;
  • в материалах публикаций в СМИ;
  • в выступлениях педагогов на педагогических советах и заседаниях методических объединений района;
  • в проведении семинаров, консультаций, конкурсов, смотров, акций, на базе школы.

2.5 Ожидаемые результаты

  1. Развита активная гражданская и личностная позиция учащихся, готовность к сохранению исторической памяти и культурного наследия.

2.Сформированы гражданские компетенции.

  1. Создана система гражданско-патриотического воспитания учащихся, обеспечивающая устойчивое взаимодействие между людьми разных поколений.
  2. Овладение учащимися и педагогами методами устной истории с целью изучения малоизвестных страниц истории родного края.
  3. Обобщён опыт педагогов по внедрению инновационного проекта, осуществляется его трансляция в образовательную практику.

 

Программа инновационной деятельности и этапы ее реализации

Подготовительный и проектировочный этапы (март – август 2023)

  1. Уточнение темы инновационного проекта.
  2. Оценка педагогического, материально-технического потенциала учреждения, необходимости использования дополнительных ресурсов для реализации инновационного проекта.
  3. Мотивация педагогов на инновационную деятельность, создание творческой группы участников проекта.
  4. Изучение литературы по теме проекта.
  5. Получение консультаций у научного консультанта проекта.
  6. Проектирование, подготовка программы реализации инновационного проекта.
  7. Разработка плана реализации проекта в 2023/2024 учебном году.
  8. Подготовка управленческих решений об организации инновационной деятельности, о распределении функциональных обязанностей участников творческой группы.
  9. Научно-методическое и материально-техническое обеспечение реализации инновационного проекта.

        Диагностический этап (сентябрь-октябрь 2023)

  1. Диагностика готовности и мотивации педагогов к инновационной деятельности.
  2. Диагностика с целью выявления способности учащихся к исследовательской деятельности.
  3. Диагностика уровня сформированности социально-гражданских компетенций учащихся.
  4. Анализ и оценка полученной информации по результатам проведённых диагностик.                      Практический этап (ноябрь 2023-апрель 2024)
  5. Проведение собраний, тренингов, практикумов для участников образовательного процесса, реализующих инновационный проект.
  6. Повышение квалификации педагогов на базе учреждений дополнительного образования взрослых.
  7. Выявление отношения участников инновационной деятельности к развитию социально-гражданских компетенций учащихся посредством музейной педагогики родного края, построение соответствующей динамики.
  8. Разработка педагогами, внеклассных мероприятий, ориентированных на использование исследований и развитие социально-гражданских компетенций учащихся.
  9. Коррекция и регулирование в процессе реализации инновационного проекта.
  10. Стимулирование участников инновационной деятельности.
  11. Разработка методических рекомендаций для педагогов по вопросам формирования социально-гражданских компетенций учащихся.

Обобщающий этап (май 2024)

  1. Составление отчетов участниками инновационной деятельности.
  2. Анализ результатов инновационной деятельности.
  3. Систематизация учебно-методического и дидактического обеспечения для формирования у участников образовательного процесса представлений о теоретических основах проекта, о методах и технологиях устной истории.
  4. Подготовка презентации опыта и результатов исследований родного края как средства развития социально-гражданских компетенций

 Внедренческий этап (2024/2025 учебный год)

1.Внедрение полученного опыта в практику работы педагогов школы.

  1. Обобщение опыта работы педагогов по развитию социально-гражданских компетенций в исследовании родного края.
  2. Подготовка методических рекомендаций по внедрению и распространению инновации в практику работы учреждений района.
  3. Публикации по итогам реализации инновационного проекта.

 

Критерии и показатели, согласно которым будет оцениваться эффективность инновационной деятельности

 

Критерии

Показатели

Диагностический инструментарий

Методическая и дидактическая обеспеченность деятельности по проблеме музейной педагогики

наличие и достаточность методических разработок по методу устной истории;

качество и содержательность методических разработок, материалов исследований, созданных участниками инновационного проекта;

количественный и качественный анализ методической и дидактической обеспеченности

Личностное развитие учащихся

наличие положительной динамики:

сформированности социальных умений через развитие познавательной, организаторской, коммуникативной, рефлексивной деятельности;

гражданского самосознания через оценку своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения;

гражданских качеств (чувства любви к малой Родине, чувства ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность) через развитие и формирование потребностей и положительных мотивов;

наблюдения;

анкета «Оценка уровня сформированности гражданского самосознания у учащегося»;

создание проблемных ситуаций, анализ их решения;

анализ результатов проведённых дебатов, дискуссий, НПК, интерактивных игр, ролевых игр;

метод социометрических измерений.

оценочные шкалы коммуникативности.

Социально-гражданские компетенции учащихся

понимание сущности основных понятий: гражданственность, гражданин, гражданский долг, гражданское самоопределение и ответственность;

Положительная динамика развития мотивации познавательной, общественной и трудовой деятельности, уровня воспитанности и характера межличностных отношений на всех уровнях

мониторинг воспитанности

Уровень овладения учащимися методами музейной педагогики

знания об историческом, культурном и природном наследии Республики Беларусь, о способах укрепления и сохранения народного достояния, исторических ценностей, природы и окружающей среды;

наличие положительной динамики исследовательских умений: умения интервьюирования, выбора темы для опроса, умения давать оценку используемым и собственным материалам

анализ посещенных учебных занятий и внеклассных мероприятий;

количественный и качественный анализ продуктов исследовательской деятельности учащихся;

 

Инновационная компетентность и исследовательская культура педагогов

наличие положительной динамики:

в повышении профессиональной компетентности участников инновационного проекта;

участия в научно-практических конференциях, различных конкурсах;

обобщения и распространения собственного педагогического опыта, в том числе, с публикациями в научно-педагогических изданиях и СМИ;

карта педагогической оценки способностей педагогов к инновационной деятельности.

анкета по выявлению способностей к саморазвитию.

анализ участия в семинарах, конференциях и др.

количественный анализ  повышения квалификации педагогов.

Качество управления инновационными

процессами в учреждении

содержание и полнота планирования инновационной деятельности;

наличие системы стимулирования участников инновационного проекта;

использование информационно-коммуникационных технологий при реализации проекта;

уровень разработанности инструментария мониторинга, внедренческой деятельности;

своевременность и опережающий характер консультирования участников инновационного проекта;

проведения консультаций для педагогов;

повышение социального статуса учреждения общего среднего образования в социуме.

количественный и качественный анализ консультирования участников инновационного проекта;

анкетирование;

анализ выполнения плана инновационной деятельности

Удовлетворенность участников проекта инновационной деятельностью

наличие положительной динамики:

снижения уровня тревожности при контактах с респондентами;

восприятия и интерпретации продуктов исследовательской деятельности;

удовлетворенности инновационным образовательным процессом.

анкетирование;

экспресс-опрос «Исследование удовлетворённости педагогов, учащихся и родителей образовательной деятельностью в учреждении образования»

 

Кадровое обеспечение проекта

Участниками инновационного проекта являются: администрация – 2 человека, учителя, классные руководители, библиотекарь, заведующий музеем.

 

Материально-техническое обеспечение проекта

Учреждение имеет достаточное материально-техническое обеспечение для реализации проекта: оборудован компьютерный класс, подключен широкополосный доступ к сети Интернет, создан школьный web-сайт, научно-методическая литература, периодические издания педагогической печати.

Формы отчётности

  1. Отчёты о процессе и результатах по завершении каждого этапа инновационной деятельности на заседаниях педагогического и методического советов, родительских собраниях.
  2. Предоставление информации о ходе проекта консультанту.
  3. Творческий отчёт участников проекта по окончании инновационной деятельности перед педагогическим коллективом учреждения образования.
  4. Обобщение опыта работы учреждения образования по инновационной деятельности.

 

Список использованной литературы

 

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании (по состоянию на 1 сентября 2022 года) – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2022.
  2. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2021-2025 годы // Праблемы выхавання. – 2021. – №2.
  3. Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 23.08.2022 № 276.
  4. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году».
  5. Бозунова, В.Н. Историческое краеведение – школа гражданского воспитания / В.Н.Борзунова [и др.] // Исследовательская работа школьников. – 2011. – № 4.– С.107.
  6. Бочкарев, В.И. Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть? / В.И. Бочкарев // Педагогика. – 2001. – № 2.
  7. Воспитываем патриотов : пособие для учителей начальных классов / М.А.Бесова, Т.А.Старовойтова. – Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2007.
  8. Корзюк, А.А. Выкарыстанне вусных крыніц пры навучанні гісторыі. Беларускі гістарычны часопіс. – 2014. – №12.
  9. Лукашева, Т.Я. Музейная педагогика – средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. – 2007. – № 9.
  10. Маслов, А.Г. Мотивация и личность / А.Г.Маслоу ; пер. с англ.: Т.Гутман, Н.Мухина. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2008.
  11. Прокопович, И.М. и край родной откроет тайны: Система школьного краеведения / И.М. Прокопович. –Минск: «Четыре четверти», 2006

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1

Формирование инициативной группы

Определение участников инновационной деятельности и их функциональных обязанностей.

Май

2023

Ероменок Л.И.

Мателенок Т.М.

2

Изучение нормативных документов регламентирующих  инновационную деятельность.

Май-сентябрь

2023

Ероменок Л.И.

3

Комплектование материалов, связанных с научно-исследовательской деятельностью школьников, творческие работы.

Май-сентябрь

2023

Ероменок Л.И.

Мателенок Т.М.

4

Пополнение коллекций музея новыми экспонатами.

В течении года

Участники проекта

5

Совещание при директоре «О задачах педагогического коллектива по внедрению инновационной деятельности».

сентябрь

2023 г.

Ероменок Л.И.

6

Создание локальных нормативных документов и учебно-методического обеспечения под реализацию проекта

сентябрь-октябрь

2023 г.

Ероменок Л.И.

Мателенок Т.М.

7

Викторина по истории музея в рамках проведения предметных дней

Декабрь 2023

Мишуто М.К.

8

Экскурсия для населения деревни Ситьково

Январь

Ероменок Л.И.

9

Традиционная вахта памяти: уроки мужества с 1 по 9 классы 

Май

Классные руковоители

10

Проведение на базе музея выставки детского творчества (поделки, изготовление макетов)

Май 2024

Расанец В.Д.

11

Переоформление и обновление имеющихся экспозиций:

- История деревни Ситьково;

- Интерьер крестьянской избы

На протяжении года

Апрель 2024

Участники проекта

12

Вести поиск по запросам людей, разыскивающих земляков в нашей местности

На протяжении года

Шимукович Р.А.

13

Организация сменной выставки, на которой представятся работы педагогов и детей: фотографии о природе родного края, панно из природного материала.

Март 2023

Ероменок Л.И., классные руководители

14

Разработка индивидуальных планов инновационной деятельности каждым участником проекта.

сентябрь-октябрь

2023 г.

Мателенок Т.М., члены группы

15

Исследование уровня развития духовных качеств и способностей учащихся, уровня сформированности их национального самосознания, гражданственности и патриотизма

октябрь

2023 г.

Ероменок Л.И.

16

МО классных руководителей «Формы внеклассной работы по духовно-нравственному развитию учащихся»

ноябрь

 2023 г

Панкрат Л.И.

17

Совещание при директоре «Анализ промежуточных итогов инновационной деятельности».

Май

 2024 г.

Ероменок Л.И.

18

Анкетирование родителей «Удовлетворенность организацией и качеством инновационного процесса».

Апрель

2024

Классные руководители

19

Составление отчетов по инновационной деятельности.

Май

 2024 г.

Ероменок Л.И.

20

Совершенствование материально-технической базы образовательного процесса.

В течение года

Ероменок Л.И.

21

Индивидуальные консультации участников проекта.

В течение года

Шараг О.Д.

Ероменок Л.И.

Мателенок Т.М.

22

Сбор материалов по истории образования в микрорайоне д. Ситьково – аг.Николаево

В течении года

Участники проекта

23

Обновление образовательного школьного сайта.

В течение года

Ероменок Л.И.

 

Промежуточный отчет инновационного проекта за 2023/2024 учебный год

  Работа инновационной площадки рассчитана на 2 учебных года. В 2023/2024 учебном году реализован 1 этап работы  – создание особого воспитательного пространства, где педагоги реализуют специальные музейно-образовательные, культуротворческие программы, экскурсионно-выставочную работу, апробируют музейные педагогические технологии для развития свободной, творческой, инициативной личности школьника. Продолжительность – сентябрь 2023 года – август 2024 года.

Цель – создание условий для развития свободной, творческой, инициативной личности школьника путём  включения её в многообразную деятельность музея

Задачи:

расширение сферы образования через приобщение к музейным экспозициям;

сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям;

воспитание любви к родному краю  и людям, заботящимся о его процветании;

создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея;

формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

 развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою  неповторимую индивидуальность;

формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога.

Предмет исследования –  эффективность влияния средств музея «Ситьково» на формирование  у школьников ценностного отношения к культурно- историческому наследию.

В результате работы 1 этапа планировалась:

апробация новых форм музейной коммуникации, нетрадиционных форм проведения уроков;

организация краеведческой работы  на базе музея как комплексного средства обучения и воспитания подрастающего поколения;

расширение методического поля за счет использования интернет - технологий, создания краеведческих материалов;

проверка эффективности влияния средств музейных экспозиций  на формирование ценностного отношения к культурно-историческому наследию через использование психолого-педагогических методик.

   Музей школы всегда играл и играет огромную роль в образовательном процессе школы. Создание Сайта музея, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства, создают новые возможности в работе с учащимися, отсюда существенно изменился подход к экскурсиям. Сегодня востребованными и интересными для активного участия школьников становятся   новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии, квесты. Происходит популяризация и расширение общественного доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, осуществление культурно-просветительской и образовательной деятельности. Даже если экскурсия проводится не в самом музее, это ничем не умаляет её результативность.

За 2023/2024 учебный год удалось следующее:

1.Осуществлялось совместное сотрудничество с музеями школ Миорского района, со школами района (экскурсии - 03.02.2024 - ГУО «Турковская БШ» (15 человек), 14.02.2024 - ГУО «Язненская СШ» (33 человека),  17.02.2024 - ГУО «Дисненская СШ им. М.А. Кузьмина» (16 человек).

2.Создан сайт историко-этнографического музея «Ситьково» https://sites.google.com/view/sitkovo-muz  .

3.В школе разрабатывались новые формы музейной коммуникации:

- музейный урок в классе ,музее, в рамках которых ребёнок учится наряду с содержательной частью воспринимать произведения искусства, рассматривать и понимать предметы старины (классный час в форме экономического часа «Юный финансист» с использованием экспозиции «Нумизматика» 20.03.2024; Музейный урок «История старинных вещей» для 2-4 классов с использованием экспозиций «Красный угол» и «Культура и быт» 31.01.2024; час информирования «Нет геноцида против кого – то, геноцид всегда против всех» для учащихся 9 класса 08.02.2024; тематический час информирования «Гордость. Достоинство. Героизм» для учащихся 5-9 классов, с использованием экспозиции «События военных лет» 15.02.2024);

- урок-экскурсия развивает компетентность, учит владеть аудиторией, систематизировать, переносить увиденное в самостоятельную творческую работу

- урок-путешествие учит составлять путеводитель, виртуальные экспозиции;

- урок-экскурс – погружение в эпоху – в рамках различных предметов. 4. Разработан тест «Что вы знаете о музее»;

4.Систематически обеспечивалась фотосъемка, отражающая встречи учащихся школы с интересными людьми, с героями событий военной истории, со школьниками с других школ района. 6. С целью создания необходимых условий для успешной социализации школьников проводились музейные уроки в соответствии с планом. 7. Организовывались и проводились виртуальные экскурсии в государственные музеи, посещались выставки.

5.Учащиеся и педагоги принимали активное участие в конкурсах, мероприятиях касающихся работы музея (руководитель музея Мателенок Т.М. и юный экскурсовод Вяль Татьяна приняли участие в районном форуме музеев учреждений образования. Экскурсовод получил диплом 2 степени за выступление с экспозицией «Музей в чемодане» «Наши школьные года» и заняла 3 место в конкурсе юных экскурсоводов музеев учреждений образования, предоставив на конкурс  видеоролик обзорной экскурсии.

Мателенок Т.М. приняла участие в районном этапе панорамы педагогического опыта  «Музеи учреждений образования: эффективные практики гражданско-патриотического воспитания» номинация «Школьный музей: цифровой формат». На панораму был разработан и представлен сайт школьного музея, который по оценке жюри получил диплом 1 степени.

 Приняли участие в районном этапе республиканского конкурса «Лучшие практики и методические инструментарии в патриотическом воспитании» в номинации «Лучшая разработка музейного занятия». На конкурс предоставлен «Музейный интерактив» в форме гексов с QR-кодами и маршрутными листами). 

Проведенный анализ результативности деятельности первого года работы инновационного проекта позволил сделать выводы:

Предметная среда музейных уроков, музея, использование разнообразных форм, педагогических технологий и методов совместной образовательной деятельности школьников с педагогами и родителями обучающихся, существующие и складывающиеся традиции музейной деятельности:

- являются средством освоения окружающего мира, духовного, гражданско-патриотического развития личности школьника, консолидации, саморазвития всех субъектов образовательной деятельности школы;

- обеспечивают взаимодействие и преемственность содержания, технологий и методов деятельности, форм организации обучения; овладение школьниками предметными, межпредметными и ключевыми компетенциями в процессе музейной и гражданско-патриотической деятельности. Таким образом,  формируется интегрированное социально-культурное развивающее образовательное пространство школы.

Прогнозирование негативных последствий инновационной работы

- Неэффективное использование отдельными педагогами на практике  технологии проектной деятельности, музейных педагогических технологий;

 - Влияние недостаточной ИКТ-компетентности  на качество разработки проектов;

- Насыщенность образовательного  процесса оставляет мало возможностей для включения в учебный процесс краеведческого материала, музейной педагогики.

- Недостаточная заинтересованность родителей в художественно-эстетическом развитии детей.

Способы коррекции, компенсации негативных последствий.

Меры для минимизации влияния факторов риска:

- Эффективное использование образовательных технологий, проектной деятельности, повышающих эффективность педагогического труда, следовательно, качество обучения учащихся;

- Просветительская работа с родителями;

- Индивидуальное консультирование педагогов по вопросам эффективного использования материалов музея;

- Реализация личностно-ориентированного развивающего потенциала содержания и технологии обучения;

- Повышение квалификации педагога на курсах, путем самообразования.

Перспективы

Образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы каждый ученик, воспитанник нашел свою нишу, в которой он не только бы получал, добывал знания, но и соприкасался с явлениями культуры, былых времен, подвигов земляков, активно проживая их в собственном творчестве. При этом  каждый может проявить познавательную активность, навыки самопознания, самопрезентации. В этом плане продуктивной моделью  культуротворческого образования и являются музейные уроки.

       Музейные уроки выявляют зависимость познавательного интереса, творческих способностей, интеллектуального развития учащихся от умения педагога организовать воспитательную деятельность на основе индивидуального подхода в соответствии с возможностями и потребностями школьников.

На следующем этапе нашей работы планируем:

Обобщение результатов, проведение итоговой диагностики, мониторинг, обмен опытом, изучение лучшего, оформление результатов работы, апробация результатов.

Решить поставленные задачи сможем через проведение следующих мероприятий:

-  Выпуск методических рекомендаций, сценариев, дидактических материалов для практических занятий, самостоятельной работы школьников и т. д.

-  Создание систематического электронного каталога полученных материалов и возможность быстрого поиска необходимых сведений.

-   Апробация разработанных  учебных материалов  на занятиях.

-  Систематическое пополнение сайта школы информационными материалами из опыта работы коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: