"Будущее без правонарушений"

Проект "Будущее без правонарушений"

 

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

Современная образовательная политика Республики Беларусь нацелена на воспитание нравственно зрелой, подготовленной к самостоятельной жизни личности, способной занимать активную гражданскую позицию, жить в соответствии с социально-правовыми нормами, владеющей культурой безопасной жизнедеятельности.

В ГУО «Ситьковская базовая школа»  происходит передача культурных и нравственных ценностей, закладываются основы мировоззрения подрастающего поколения, создаются условия для его успешной социализации и адаптации к современным условиям. Успешная социализация связана с активностью личности во всех сферах жизнедеятельности общества, способностью выполнять соответствующие роли, в том числе социально-правовые, и готовностью соответствовать социальным ожиданиям и требованиям. С этой целью в учреждении образования реализовывается профилактический проект “Будущее без правонарушений, а также республиканский проект “Родительский университет».

На современном этапе особое внимание уделяется формированию у учащихся безопасного и ответственного поведения, сохранения их жизни и здоровья, защиты от реальных и потенциальных угроз, жестокого обращения.

Насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие, нарушают социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения. Вопросы профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними, употребления психоактивных веществ учащимися, противодействие вовлечению их в совершение наркопреступлений требуют новых комплексных подходов в их разрешении.

Как показывает опыт, недостаточно лишь информировать о вреде наркотиков, необходимо предложить альтернативу - активный образ жизни, духовные, культурные и семейные ценности, что поможет молодому человеку в формировании собственной антинаркотической жизненной позиции.

Особенностями данного проекта являются:

позитивная профилактика: усиление защитных факторов личности, воспитание устойчивого к влиянию внешних негативных факторов человека;

комплексный подход: активное получение обучающимися необходимых знаний, умений и навыков, формирование ответственности за принятие собственных решений, альтернативных вариантов позитивного поведения, нравственной устойчивости личности;

сочетание побуждения к самостоятельному поиску решений и опосредованного влияния со стороны взрослых;

сотрудничество с семьями обучающихся на основе взаимоуважения, взаимопомощи, формирование субъектной позиции и партнерских отношений;

стимулирование участия законных представителей в профилактических мероприятиях, поддержка и развитие родительского самоуправления;

максимальное использование ресурсов всех субъектов профилактики при осуществлении межведомственного взаимодействия.

Проект «Будущее без правонарушений» представляет собой комплекс действий, направленных на включение участников образовательного процесса в совместную социальную значимую деятельность, формирование актуальных компетентностей для успешной адаптации в современном социуме, через проведение различных просветительско-профилактических межведомственных мероприятий районного уровня.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

повышение уровня правовой культуры и правосознания обучающихся по противодействию социально-негативным явлениям, связанным с наркопотреблением, насилием и жестоким обращением через реализацию новых подходов в профилактической работе.

 

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

укрепить нравственные ориентиры подростков, направленные на сохранение физического и психологического здоровья с использованием современных форм и методов;

разработать и реализовать информационно-просветительский инструментарий по формированию нравственных и морально-этических норм поведения, здорового образа жизни обучающихся, овладению родителями психолого-педагогической и правовой культурой;

оптимизировать формы и методы по профилактике

правонарушений среди несовершеннолетних и использовать в профилактической работе;

трансляция эффективного опыта профилактической работы;

формирование профессиональных компетенций.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

проект рассчитан на 3 года, с сентября 2022 года по август 2025 года.

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА:

обучающиеся 7-9 классов учреждения образования, законные представители несовершеннолетних.

 

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог социальный, классные руководители, учитель физвоспитания.

ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА:

Отделы внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних райисполкомов, учреждения здравоохранения, территориальные центры социального обслуживания населения, социально-педагогические центры, центры дополнительного образования детей и молодежи, ООО «Белорусская республиканская пионерская организация», ООО «Белорусский республиканский союз молодежи», представители Белорусской Православной Церкви и другие заинтересованные.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  1. Предупреждение наркомании среди подростков и учащейся молодежи:
  • блок «Молодежь XXI века - поколение ЗОЖ»: квест-игры, стенд-пати, ролевые игры, информационно-интерактивные встречи, диспуты, дискуссионные качели, тематические обсуждения, фильмогруппа, акции, флешмоб, проектирование социальной рекламы, День пропаганды

ЗОЖ, спартакиада и др.

  • блок «3а осознанную Жизнь без наркотиков» : презентации, плакаты, листовки, рисунки, видеоролики по обоснованию

обучающимися своей позиции за здоровый образ жизни и против употребления и распространения наркотиков, занятия с использованием подхода «равный обучает равного»  и др.

  1. Профилактика жестокого              обращения              с

несовершеннолетними:

1 блок «Учреждение образования - территория безопасной среды»  школьная медиация, тренинги бесконфликтного общения, кейс- технологии по формированию навыков безопасного поведения, факультативные занятия («СемьЯ» и др.), встречи с работниками правоохранительных органов и здравоохранения и др.

  • блок «В семье без насилия»: Дни взаимодействия с семьей, родительские собрания, родительские университеты, клубы, занятия с элементами тренинга, веб-форумы на viber.

Тематика родительских собраний:

  1. Роль семьи в формировании антинаркотического иммунитета

24.12.2022

  1. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе и противостоять насилию? Анализ проблемных ситуаций.

Апрель 2023

  1. Агрессия и виктимное поведение. Как подростку избежать насилия?

Декабрь 2023

  1. Подростки в социальных сетях: риски вовлечения в наркотическую зависимость, пути профилактики

Март 2024

  1. Интернет: предупреждение груминга

Декабрь 2025

  1. Культура поведения подростков в конфликтных ситуациях: профилактика буллинга

Апрель 2025

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (сентябрь-декабрь 2022 года)

Моделирование организационных и содержательных аспектов деятельности участников в рамках проекта:

создание условий для взаимодействия всех участников проекта (проведение обучающих семинаров, мастер-классов для педагогов учреждений образования);

составление плана практической реализации проекта;

подготовка материально-технической базы.

ІІ.  ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) ЭТАП

(декабрь 2022 года -май 2025 года)

  1. Внедрение проекта через межведомственное взаимодействие субъектов профилактики и проведение воспитательных мероприятий в классах с использованием эффективных форм и методов работы, направленных на решение задач проекта.
  2. Периодичность реализации мероприятий по основным направлениям проекта ежегодно:

1 раз в полугодие

 

III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

(июнь-август 2023 года, далее ежегодно до 2025 года)

  1. Социальный прогноз.
  2. Промежуточный анализ реализации проекта.
  3. Оценка эффективности.
  4. Коррекция плана практической реализации проекта.
  5. Информационное сопровождение проекта.
  6. Обобщение и трансляция успешных практик.
  7. Подведение итогов выполнения проекта, анализ результатов работы.

 

Информация по реализации проекта предоставляется ежегодно:

руководитель учреждения направляет информацию о

реализации проекта в отдел по образованию Миорского райисполкома до 20 мая;

 

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (август 2025 года)

Подведение итогов реализации проекта.

Круглый стол с партнерами, участниками проекта.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:

повышение уровня осведомленности несовершеннолетних и их законных представителей об ответственности и негативных последствиях насилия, жестокого обращения, наркотической зависимости, вовлеченности в наркоторговлю;

формирование устойчивой позиции нетерпимого отношения у несовершеннолетних и их законных представителей к негативным явлениям в области насилия, жестокого обращения с подростками, наркотической зависимости, вовлеченности в наркоторговлю;

повышение психологической культуры обучающихся, развитие коммуникативных навыков;

формирование правовой культуры у несовершеннолетних в области профилактики насилия, жестокого обращения с подростками, наркотической зависимости, участия в наркоторговле, и умения противостоять насилию, жестокому обращению, вовлечению в наркопотребление и наркоторговлю;

получение законными представителями психолого-педагогических и правовых знаний в вопросах воспитания и ответственности за действия их детей, а также в нормализации внутрисемейных отношений, предотвращения насилия и жестокого обращения;

КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

охват участников проекта в контексте осведомленности / количество;

удовлетворенность процессом участия в мероприятиях проекта/ уровень;

социально-психологический климат в классах / качество;

количество противоправных действий среди обучающихся,

участвующих в проекте / динамика;

социально-психологический климат в семьях / качество;

КООРДИНАТОРЫ ПРОЕКТА:

Отдел по образованию Миорского райисполкома

Главное управление по образованию Витебского облисполкома, Комиссия по делам несовершеннолетних Витебского облисполкома,

 ГУДОВ ’’Витебский областной институт развития образования,

 ГУО «Витебский областной социально-педагогический центр».

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА:

Отдел по образованию Миорского райисполкома

ГУДОВ «Витебский областной институт развития образования»,             

ГУО «Витебский областной социально-­педагогический центр».

свернуть

План реализации проекта

 

Практические дела

Срок исполнения

Ответственные

2023/2024 учебный год

1

Обновление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе.

Сентябрь

 

Педагог социальный

Белозорчик Л.В.

 

2

Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям, находящимся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации.

Сентябрь

 

Педагог социальный,

классные руководители

3

Согласование плана работы над проектом с его участниками

Сентябрь

Заместитель директора по УВР Ероменок Л.И.

4

Неделя профилактики суицидального поведения обучающихся «Чтобы не было беды» ( по отдельному плану)

11.09-16.09.2023

Педагог социальный, классные руководители

5

Классные часы по профилактике преступлений против половой неприкасаемости несовершеннолетних

сентябрь

Классные руководители

6

Неделя правовых знаний «Знать закон обязан каждый» (по отдельному плану)

13.11-18.11.2023

Педагог социальный, классные руководители

7

Неделя по формированию гендерной культуры учащихся «Узнай себя и ты узнаешь мир» (по отдельному плану)

11.12-16.12.2023

Педагог социальный, классные руководители

8

Профилактическая неделя «Остановить СПИД. Исполнить обещание» ( по отдельному плану)

04.12-09.12.2023

Педагог социальный, классные руководители

9

Родительское собрание «Роль семьи в формировании антинаркотического иммунитета»

23.12.2023

Директор УО

10

Приглашение  врача Дисненской БСУ для беседы с учащимися 6,8,9 классов (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ  среди несовершеннолетних).

В течение всего периода

Заместитель директора по УВР, классные руководители

 

11

Проведение психосоциального анкетирования учащихся 6,8,9  классов с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ.

Ноябрь

 Педагог социальный,

классные руководители.

12

Подбор материала для методических рекомендаций классным руководителям по работе с детьми различных категорий.

Октябрь-ноябрь

Заместитель директора по УВР, педагог социальный

13

Классные часы по пропаганде здорового образа жизни.

в течение года

Заместитель директора по УВР, классные руководители

14

Проведение  анкетирования среди учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска.

Октябрь

Классные руководители

15

Индивидуальные беседы, посвященные результатам анкетирования.

Ноябрь

Педагог социальный, классные руководители

16

Организация и проведение «Дней здоровья»

1 раз в месяц

Заместитель директора по УВР, учитель физ.культуры Шульга А.И.

17

Оформление выставки книг:  «Берегите здоровье смолоду»

1 полугодие

Библиотекарь

Мателенок Т.М.

18

Родительское собрание «Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе и противостоять насилию? Анализ проблемных ситуаций»

апрель 2024 года

Администрация

19

Проведение беседы с просмотром фильмов о вреде наркотиков.

1 полугодие

Педагог социальный Белозорчик Л.В.

20

Заседание родительского университета (1-4 классы, 5-9 классы)

1 раз в четверть

Заместитель директора по УВР, педагог социальный

21

Неделя профилактики правонарушений «Проступок. Правонарушения» (по отдельному плану)

08.01-13.01.2024

Педагог социальный, классные руководители

22

Неделя профилактики по предупреждению пьянства и алкоголизма «Путь в бездну» (по отдельному плану)

22.01-27.01.2024

Педагог социальный, классные руководители

23

Участие

в легкоатлетическом кроссе

 

Сентябрь, май

Заместитель директора по УВР,

учитель физкультуры

24

Неделя профилактики наркозависимости «Не сегодня, не сейчас, никогда» (по отдельному плану)

19.02-24.02.2024

Педагог социальный, классные руководители

25

Подготовка и распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры, социальная реклама.

В течение года

Педагог социальный

26

В целях контроля вести учет посещаемости школы детьми, контролировать их занятость во время каникул.

В течение года

Классные руководители

27

Проведение  заседания Совета УО по профилактике безнадзорности и правонарушениях несовершеннолетних

Ежемесячно

Заместитель директора по УВР, педагог социальный

28

Проводить рейды в семьи детей, оказавшихся в социально опасном положении

В течение года

Педагог социальный, администрация, классные руководители

29

Взаимодействие с учреждениями системы профилактики.

В течение года

Педагог социальный

30

Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни.

В течение года

Заместитель директора по УВР, классные руководители,

31

Провести беседы по здоровому образу жизни, отказе от курения, о регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом.

В течение года

Педагог социальный,

медицинский работник Ситьковского ФАПа

32

Соблюдение санитарно-гигиенического режима в школе.

В течение года

Администрация

33

Обучение педагогических работников  современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного поведения и злоупотреблениями психоактивными веществами среди обучающихся.

В течение года

Работники здравоохранения, работники СПЦ

34

Организация оздоровительного школьного лагеря

Ноябрь, июнь

Директор УО Шараг О.Д., начальник лагеря Мателенок Т.М.

35

Неделя по предупреждению насилия над детьми «Счастливое детство каждому ребенку» (по отдельному плану)

08.04-13.04.2024

Педагог социальный, администрация, классные руководители

 

36

Промежуточный отчет по реализации проекта (совещание при директоре)

До 15 мая 2024 года

Заместитель директора по УВР Ероменок Л.И.

свернуть

Промежуточный отчет реализации проекта

 

Воспитательная деятельность в учреждении образования «Ситьковская БШ»  строилась на основе Устава школы, анализа предыдущей работы, личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед школьным коллективом. При этом  основой для руководства служили   рекомендации  по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди учащихся школы, по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. Работа с учащимися была нацелена на формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, трудолюбия, инициативности, самостоятельности, любви к окружающей природе, Родине, семье, формированию здорового образа жизни, способности  к успешной социализации в обществе. В планах воспитательной работы классные руководители планировали работу по предупреждению правонарушений: классные часы, беседы, рейды по проверке режима дня, осуществляли постоянный контроль за занятостью детей в свободное от школьных занятий время, за их занятостью в каникулярное время, нахождению в социальных сетях.

      В целях укрепления дисциплины в период поведения учебных занятий и других мероприятий в школе организовано ежедневное дежурство классных руководителей и учащихся. Для организации работы по предупреждению правонарушений среди учащихся, для контроля их режима дня на заседаниях родительского университета рассматривались соответствующие вопросы.

Классными руководителями школы используются различные  формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимися.

- изучение особенностей личности подростков;

- посещение на дому, с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное время от занятий, а также в каникулярное время, подготовкой к урокам;

- посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;

- индивидуальное и коллективные профилактические беседы с подростками и родителями;

- вовлечение учащихся в систему объединений дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время.

На протяжении учебного года проведены профилактические недели: 12.09-16.09.2023  ко всемирному дню предотвращения самоубийств, 06.11-11.11.2023 «Знать закон должен каждый», 27.11-01.12.2023  по профилактике ВИЧ/СПИД, 11.12-16.12.2023 по формированию гендерной культуры «Познай себя и ты познаешь мир», 08.01-13.01.2024 по профилактике правонарушений и преступлений, 22.01-27.01.2024 по предупреждению пьянства и курения, 26.02-02.03.2024 по профилактике наркозависимости.

 Вопросы воспитания у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, антинаркотической, антиалкогольной пропаганды, профилактики табакокурения включены в планы воспитательной деятельности классных руководителей 1-9 классов (Пазик О.А., Лысенок Е.П., Шамшур Е.Н., Панкрат П.И., Мишуто М.К., Мателенок Т.М., Панкрат Л.И.). Согласно плану воспитательной работы основной акцент на вопросы профилактики вредных привычек делается в ходе профилактических недель: наркомании, СПИДа, курения, алкоголизма, профилактики преступлений и правонарушений в марте. Однако и в другие сроки в планы воспитательной деятельности классных руководителей 1 – 9 классов включены вопросы воспитания потребности в ЗОЖ и профилактики вредных привычек. Разносторонние мероприятия по форме и ведению занятия у Шамшур Е.Н. (5 класс), Мателенок Т.М. (9 класс),  Панкрат Л.И. (6 класс).

В школе профилактическая работа ведётся через: реализацию профилактических мероприятий («Полезные привычки» - 4 класс; «Детство без алкоголя» - 8 класс; «Все цвета кроме чёрного» - 2 - 4 классы; «Школа без табака» - 8-9 классы; «Школа взаимопонимания» - 8-9 классы; «Учимся общаться» - 5-6 классы и др.).

Просветительская работа ведётся на протяжении всего учебного года и на протяжении учебы в школе, начинается в младших классах и продолжается до выпуска. Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребёнка, также вовлекаются в разработку стратегии антинаркотического просвещения (Пазик Р.П. неоднократно посещал школу, участвовал в субботних мероприятиях – школьный биатлон, спортивная эстафета).

План работы педагогического коллектива по воспитанию потребности в ЗОЖ и профилактике вредных привычек включал следующие мероприятия:

вовлечение учащихся в кружки и секции; организация КТД, конкурсов, спортивных состязаний и вовлечение в них учащихся, в первую очередь из «группы риска»; классные часы и беседы, встречи с медицинскими работниками, конкурсы рисунков и плакатов «Мы выбираем ЗОЖ», уроки - ролевые игры, творческие работы учащихся.

Следует отметить, что эффективность профилактической деятельности

определяется тем, насколько у ребёнка воспитана потребность в здоровом образе жизни, насколько у него выработана активная жизненная позиция. При организации профилактической работы педагогический коллектив основывается на том, что чем больше у ребёнка возможностей зарекомендовать себя как творческую личность, тем меньше у него проявится интерес к асоциальным явлениям.

Традиционными в школе на протяжении многих лет являются спортивные соревнования «Весёлые старты», «Спортивные надежды школы», Дни здоровья.

 По данным социологического опроса учащихся 8 – 9 классов у 94 %

школьников сформировано крайне негативное отношение к наркомании, 6 % не задумывались над этим вопросом.

Классные часы, беседы, встречи с инспектором ИДН, занятия в кружковой деятельности, участия в викторинах, праздниках здоровья, общешкольных мероприятиях помогли улучшить психологическое и социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Профилактическая работа в учебном году дает положительные результаты.

Учащихся, стоящих на  различного вида учетах нет. Классные руководители продолжат работу с учащимися по профилактике и предупреждению правонарушений по данным направлениям в следующем учебном году.

                Выводы и рекомендации:

Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что работа по

формированию у обучающихся потребности в ЗОЖ, профилактике

табакокурения, антинаркотической и антиалкогольной пропаганде в школе

и классах ведётся удовлетворительно.

В связи с этим рекомендуется:

  • Классным руководителям больше внимания уделять формированию у учащихся потребности в ЗОЖ. Ознакомить и раздать учащимся памятки из цикла «Как бороться с вредными привычками», провести классные часы по теме « Воспитай себя сам», «Как воспитать у себя хорошие привычки», «Как избавиться от вредных привычек».
  • Включить в план воспитательной работы классные часы-тренинги по формированию устойчивого отношения к негативным проявлениям окружающей среды и воспитанию положительных привычек.
  • Классным руководителям при проведении классных часов по

формированию потребности в ЗОЖ и расширению их кругозора полнее

использовать возможности библиотек и Интернета, привлекать к проведению мероприятий родителей, специалистов и общественность.

Мы надеется, что мероприятия для учеников школы прошли не бесследно: каждый осознает меру ответственности за свое поведение, понимает, что только от него зависит, каким будет его будущее.

Для предотвращения бродяжничества и безнадзорности ведется контроль над посещаемостью занятий учащимися школы. С этой целью:

- классными руководителями регулярно заполняются страница пропусков уроков в специальном журнале;

- классный руководитель в тот же день сообщает родителям о пропусках уроков.

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: