"Будущее без правонарушений"
Проект "Будущее без правонарушений"
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА
Современная образовательная политика Республики Беларусь нацелена на воспитание нравственно зрелой, подготовленной к самостоятельной жизни личности, способной занимать активную гражданскую позицию, жить в соответствии с социально-правовыми нормами, владеющей культурой безопасной жизнедеятельности.
В ГУО «Ситьковская базовая школа» происходит передача культурных и нравственных ценностей, закладываются основы мировоззрения подрастающего поколения, создаются условия для его успешной социализации и адаптации к современным условиям. Успешная социализация связана с активностью личности во всех сферах жизнедеятельности общества, способностью выполнять соответствующие роли, в том числе социально-правовые, и готовностью соответствовать социальным ожиданиям и требованиям. С этой целью в учреждении образования реализовывается профилактический проект “Будущее без правонарушений, а также республиканский проект “Родительский университет».
На современном этапе особое внимание уделяется формированию у учащихся безопасного и ответственного поведения, сохранения их жизни и здоровья, защиты от реальных и потенциальных угроз, жестокого обращения.
Насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие, нарушают социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения. Вопросы профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними, употребления психоактивных веществ учащимися, противодействие вовлечению их в совершение наркопреступлений требуют новых комплексных подходов в их разрешении.
Как показывает опыт, недостаточно лишь информировать о вреде наркотиков, необходимо предложить альтернативу - активный образ жизни, духовные, культурные и семейные ценности, что поможет молодому человеку в формировании собственной антинаркотической жизненной позиции.
Особенностями данного проекта являются:
позитивная профилактика: усиление защитных факторов личности, воспитание устойчивого к влиянию внешних негативных факторов человека;
комплексный подход: активное получение обучающимися необходимых знаний, умений и навыков, формирование ответственности за принятие собственных решений, альтернативных вариантов позитивного поведения, нравственной устойчивости личности;
сочетание побуждения к самостоятельному поиску решений и опосредованного влияния со стороны взрослых;
сотрудничество с семьями обучающихся на основе взаимоуважения, взаимопомощи, формирование субъектной позиции и партнерских отношений;
стимулирование участия законных представителей в профилактических мероприятиях, поддержка и развитие родительского самоуправления;
максимальное использование ресурсов всех субъектов профилактики при осуществлении межведомственного взаимодействия.
Проект «Будущее без правонарушений» представляет собой комплекс действий, направленных на включение участников образовательного процесса в совместную социальную значимую деятельность, формирование актуальных компетентностей для успешной адаптации в современном социуме, через проведение различных просветительско-профилактических межведомственных мероприятий районного уровня.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
повышение уровня правовой культуры и правосознания обучающихся по противодействию социально-негативным явлениям, связанным с наркопотреблением, насилием и жестоким обращением через реализацию новых подходов в профилактической работе.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
укрепить нравственные ориентиры подростков, направленные на сохранение физического и психологического здоровья с использованием современных форм и методов;
разработать и реализовать информационно-просветительский инструментарий по формированию нравственных и морально-этических норм поведения, здорового образа жизни обучающихся, овладению родителями психолого-педагогической и правовой культурой;
оптимизировать формы и методы по профилактике
правонарушений среди несовершеннолетних и использовать в профилактической работе;
трансляция эффективного опыта профилактической работы;
формирование профессиональных компетенций.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
проект рассчитан на 3 года, с сентября 2022 года по август 2025 года.
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА:
обучающиеся 7-9 классов учреждения образования, законные представители несовершеннолетних.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог социальный, классные руководители, учитель физвоспитания.
ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА:
Отделы внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних райисполкомов, учреждения здравоохранения, территориальные центры социального обслуживания населения, социально-педагогические центры, центры дополнительного образования детей и молодежи, ООО «Белорусская республиканская пионерская организация», ООО «Белорусский республиканский союз молодежи», представители Белорусской Православной Церкви и другие заинтересованные.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
- Предупреждение наркомании среди подростков и учащейся молодежи:
- блок «Молодежь XXI века - поколение ЗОЖ»: квест-игры, стенд-пати, ролевые игры, информационно-интерактивные встречи, диспуты, дискуссионные качели, тематические обсуждения, фильмогруппа, акции, флешмоб, проектирование социальной рекламы, День пропаганды
ЗОЖ, спартакиада и др.
- блок «3а осознанную Жизнь без наркотиков» : презентации, плакаты, листовки, рисунки, видеоролики по обоснованию
обучающимися своей позиции за здоровый образ жизни и против употребления и распространения наркотиков, занятия с использованием подхода «равный обучает равного» и др.
- Профилактика жестокого обращения с
несовершеннолетними:
1 блок «Учреждение образования - территория безопасной среды» школьная медиация, тренинги бесконфликтного общения, кейс- технологии по формированию навыков безопасного поведения, факультативные занятия («СемьЯ» и др.), встречи с работниками правоохранительных органов и здравоохранения и др.
- блок «В семье без насилия»: Дни взаимодействия с семьей, родительские собрания, родительские университеты, клубы, занятия с элементами тренинга, веб-форумы на viber.
Тематика родительских собраний:
- Роль семьи в формировании антинаркотического иммунитета
24.12.2022
- Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе и противостоять насилию? Анализ проблемных ситуаций.
Апрель 2023
- Агрессия и виктимное поведение. Как подростку избежать насилия?
Декабрь 2023
- Подростки в социальных сетях: риски вовлечения в наркотическую зависимость, пути профилактики
Март 2024
- Интернет: предупреждение груминга
Декабрь 2025
- Культура поведения подростков в конфликтных ситуациях: профилактика буллинга
Апрель 2025
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (сентябрь-декабрь 2022 года)
Моделирование организационных и содержательных аспектов деятельности участников в рамках проекта:
создание условий для взаимодействия всех участников проекта (проведение обучающих семинаров, мастер-классов для педагогов учреждений образования);
составление плана практической реализации проекта;
подготовка материально-технической базы.
ІІ. ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) ЭТАП
(декабрь 2022 года -май 2025 года)
- Внедрение проекта через межведомственное взаимодействие субъектов профилактики и проведение воспитательных мероприятий в классах с использованием эффективных форм и методов работы, направленных на решение задач проекта.
- Периодичность реализации мероприятий по основным направлениям проекта ежегодно:
1 раз в полугодие
III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
(июнь-август 2023 года, далее ежегодно до 2025 года)
- Социальный прогноз.
- Промежуточный анализ реализации проекта.
- Оценка эффективности.
- Коррекция плана практической реализации проекта.
- Информационное сопровождение проекта.
- Обобщение и трансляция успешных практик.
- Подведение итогов выполнения проекта, анализ результатов работы.
Информация по реализации проекта предоставляется ежегодно:
руководитель учреждения направляет информацию о
реализации проекта в отдел по образованию Миорского райисполкома до 20 мая;
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (август 2025 года)
Подведение итогов реализации проекта.
Круглый стол с партнерами, участниками проекта.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
повышение уровня осведомленности несовершеннолетних и их законных представителей об ответственности и негативных последствиях насилия, жестокого обращения, наркотической зависимости, вовлеченности в наркоторговлю;
формирование устойчивой позиции нетерпимого отношения у несовершеннолетних и их законных представителей к негативным явлениям в области насилия, жестокого обращения с подростками, наркотической зависимости, вовлеченности в наркоторговлю;
повышение психологической культуры обучающихся, развитие коммуникативных навыков;
формирование правовой культуры у несовершеннолетних в области профилактики насилия, жестокого обращения с подростками, наркотической зависимости, участия в наркоторговле, и умения противостоять насилию, жестокому обращению, вовлечению в наркопотребление и наркоторговлю;
получение законными представителями психолого-педагогических и правовых знаний в вопросах воспитания и ответственности за действия их детей, а также в нормализации внутрисемейных отношений, предотвращения насилия и жестокого обращения;
КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
охват участников проекта в контексте осведомленности / количество;
удовлетворенность процессом участия в мероприятиях проекта/ уровень;
социально-психологический климат в классах / качество;
количество противоправных действий среди обучающихся,
участвующих в проекте / динамика;
социально-психологический климат в семьях / качество;
КООРДИНАТОРЫ ПРОЕКТА:
Отдел по образованию Миорского райисполкома
Главное управление по образованию Витебского облисполкома, Комиссия по делам несовершеннолетних Витебского облисполкома,
ГУДОВ ’’Витебский областной институт развития образования,
ГУО «Витебский областной социально-педагогический центр».
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА:
Отдел по образованию Миорского райисполкома
ГУДОВ «Витебский областной институт развития образования»,
ГУО «Витебский областной социально-педагогический центр».
План реализации проекта
№ |
Практические дела |
Срок исполнения |
Ответственные |
2023/2024 учебный год |
|||
1 |
Обновление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе. |
Сентябрь
|
Педагог социальный Белозорчик Л.В.
|
2 |
Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям, находящимся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации. |
Сентябрь
|
Педагог социальный, классные руководители |
3 |
Согласование плана работы над проектом с его участниками |
Сентябрь |
Заместитель директора по УВР Ероменок Л.И. |
4 |
Неделя профилактики суицидального поведения обучающихся «Чтобы не было беды» ( по отдельному плану) |
11.09-16.09.2023 |
Педагог социальный, классные руководители |
5 |
Классные часы по профилактике преступлений против половой неприкасаемости несовершеннолетних |
сентябрь |
Классные руководители |
6 |
Неделя правовых знаний «Знать закон обязан каждый» (по отдельному плану) |
13.11-18.11.2023 |
Педагог социальный, классные руководители |
7 |
Неделя по формированию гендерной культуры учащихся «Узнай себя и ты узнаешь мир» (по отдельному плану) |
11.12-16.12.2023 |
Педагог социальный, классные руководители |
8 |
Профилактическая неделя «Остановить СПИД. Исполнить обещание» ( по отдельному плану) |
04.12-09.12.2023 |
Педагог социальный, классные руководители |
9 |
Родительское собрание «Роль семьи в формировании антинаркотического иммунитета» |
23.12.2023 |
Директор УО |
10 |
Приглашение врача Дисненской БСУ для беседы с учащимися 6,8,9 классов (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди несовершеннолетних). |
В течение всего периода |
Заместитель директора по УВР, классные руководители
|
11 |
Проведение психосоциального анкетирования учащихся 6,8,9 классов с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ. |
Ноябрь |
Педагог социальный, классные руководители. |
12 |
Подбор материала для методических рекомендаций классным руководителям по работе с детьми различных категорий. |
Октябрь-ноябрь |
Заместитель директора по УВР, педагог социальный |
13 |
Классные часы по пропаганде здорового образа жизни. |
в течение года |
Заместитель директора по УВР, классные руководители |
14 |
Проведение анкетирования среди учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска. |
Октябрь |
Классные руководители |
15 |
Индивидуальные беседы, посвященные результатам анкетирования. |
Ноябрь |
Педагог социальный, классные руководители |
16 |
Организация и проведение «Дней здоровья» |
1 раз в месяц |
Заместитель директора по УВР, учитель физ.культуры Шульга А.И. |
17 |
Оформление выставки книг: «Берегите здоровье смолоду» |
1 полугодие |
Библиотекарь Мателенок Т.М. |
18 |
Родительское собрание «Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе и противостоять насилию? Анализ проблемных ситуаций» |
апрель 2024 года |
Администрация |
19 |
Проведение беседы с просмотром фильмов о вреде наркотиков. |
1 полугодие |
Педагог социальный Белозорчик Л.В. |
20 |
Заседание родительского университета (1-4 классы, 5-9 классы) |
1 раз в четверть |
Заместитель директора по УВР, педагог социальный |
21 |
Неделя профилактики правонарушений «Проступок. Правонарушения» (по отдельному плану) |
08.01-13.01.2024 |
Педагог социальный, классные руководители |
22 |
Неделя профилактики по предупреждению пьянства и алкоголизма «Путь в бездну» (по отдельному плану) |
22.01-27.01.2024 |
Педагог социальный, классные руководители |
23 |
Участие в легкоатлетическом кроссе
|
Сентябрь, май |
Заместитель директора по УВР, учитель физкультуры |
24 |
Неделя профилактики наркозависимости «Не сегодня, не сейчас, никогда» (по отдельному плану) |
19.02-24.02.2024 |
Педагог социальный, классные руководители |
25 |
Подготовка и распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры, социальная реклама. |
В течение года |
Педагог социальный |
26 |
В целях контроля вести учет посещаемости школы детьми, контролировать их занятость во время каникул. |
В течение года |
Классные руководители |
27 |
Проведение заседания Совета УО по профилактике безнадзорности и правонарушениях несовершеннолетних |
Ежемесячно |
Заместитель директора по УВР, педагог социальный |
28 |
Проводить рейды в семьи детей, оказавшихся в социально опасном положении |
В течение года |
Педагог социальный, администрация, классные руководители |
29 |
Взаимодействие с учреждениями системы профилактики. |
В течение года |
Педагог социальный |
30 |
Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни. |
В течение года |
Заместитель директора по УВР, классные руководители, |
31 |
Провести беседы по здоровому образу жизни, отказе от курения, о регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом. |
В течение года |
Педагог социальный, медицинский работник Ситьковского ФАПа |
32 |
Соблюдение санитарно-гигиенического режима в школе. |
В течение года |
Администрация |
33 |
Обучение педагогических работников современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного поведения и злоупотреблениями психоактивными веществами среди обучающихся. |
В течение года |
Работники здравоохранения, работники СПЦ |
34 |
Организация оздоровительного школьного лагеря |
Ноябрь, июнь |
Директор УО Шараг О.Д., начальник лагеря Мателенок Т.М. |
35 |
Неделя по предупреждению насилия над детьми «Счастливое детство каждому ребенку» (по отдельному плану) |
08.04-13.04.2024 |
Педагог социальный, администрация, классные руководители
|
36 |
Промежуточный отчет по реализации проекта (совещание при директоре) |
До 15 мая 2024 года |
Заместитель директора по УВР Ероменок Л.И. |
Промежуточный отчет реализации проекта
Воспитательная деятельность в учреждении образования «Ситьковская БШ» строилась на основе Устава школы, анализа предыдущей работы, личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед школьным коллективом. При этом основой для руководства служили рекомендации по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения среди учащихся школы, по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. Работа с учащимися была нацелена на формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, трудолюбия, инициативности, самостоятельности, любви к окружающей природе, Родине, семье, формированию здорового образа жизни, способности к успешной социализации в обществе. В планах воспитательной работы классные руководители планировали работу по предупреждению правонарушений: классные часы, беседы, рейды по проверке режима дня, осуществляли постоянный контроль за занятостью детей в свободное от школьных занятий время, за их занятостью в каникулярное время, нахождению в социальных сетях.
В целях укрепления дисциплины в период поведения учебных занятий и других мероприятий в школе организовано ежедневное дежурство классных руководителей и учащихся. Для организации работы по предупреждению правонарушений среди учащихся, для контроля их режима дня на заседаниях родительского университета рассматривались соответствующие вопросы.
Классными руководителями школы используются различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимися.
- изучение особенностей личности подростков;
- посещение на дому, с целью контроля над подростками, их занятостью в свободное время от занятий, а также в каникулярное время, подготовкой к урокам;
- посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;
- индивидуальное и коллективные профилактические беседы с подростками и родителями;
- вовлечение учащихся в систему объединений дополнительного образования с целью организации занятости в свободное время.
На протяжении учебного года проведены профилактические недели: 12.09-16.09.2023 ко всемирному дню предотвращения самоубийств, 06.11-11.11.2023 «Знать закон должен каждый», 27.11-01.12.2023 по профилактике ВИЧ/СПИД, 11.12-16.12.2023 по формированию гендерной культуры «Познай себя и ты познаешь мир», 08.01-13.01.2024 по профилактике правонарушений и преступлений, 22.01-27.01.2024 по предупреждению пьянства и курения, 26.02-02.03.2024 по профилактике наркозависимости.
Вопросы воспитания у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, антинаркотической, антиалкогольной пропаганды, профилактики табакокурения включены в планы воспитательной деятельности классных руководителей 1-9 классов (Пазик О.А., Лысенок Е.П., Шамшур Е.Н., Панкрат П.И., Мишуто М.К., Мателенок Т.М., Панкрат Л.И.). Согласно плану воспитательной работы основной акцент на вопросы профилактики вредных привычек делается в ходе профилактических недель: наркомании, СПИДа, курения, алкоголизма, профилактики преступлений и правонарушений в марте. Однако и в другие сроки в планы воспитательной деятельности классных руководителей 1 – 9 классов включены вопросы воспитания потребности в ЗОЖ и профилактики вредных привычек. Разносторонние мероприятия по форме и ведению занятия у Шамшур Е.Н. (5 класс), Мателенок Т.М. (9 класс), Панкрат Л.И. (6 класс).
В школе профилактическая работа ведётся через: реализацию профилактических мероприятий («Полезные привычки» - 4 класс; «Детство без алкоголя» - 8 класс; «Все цвета кроме чёрного» - 2 - 4 классы; «Школа без табака» - 8-9 классы; «Школа взаимопонимания» - 8-9 классы; «Учимся общаться» - 5-6 классы и др.).
Просветительская работа ведётся на протяжении всего учебного года и на протяжении учебы в школе, начинается в младших классах и продолжается до выпуска. Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребёнка, также вовлекаются в разработку стратегии антинаркотического просвещения (Пазик Р.П. неоднократно посещал школу, участвовал в субботних мероприятиях – школьный биатлон, спортивная эстафета).
План работы педагогического коллектива по воспитанию потребности в ЗОЖ и профилактике вредных привычек включал следующие мероприятия:
вовлечение учащихся в кружки и секции; организация КТД, конкурсов, спортивных состязаний и вовлечение в них учащихся, в первую очередь из «группы риска»; классные часы и беседы, встречи с медицинскими работниками, конкурсы рисунков и плакатов «Мы выбираем ЗОЖ», уроки - ролевые игры, творческие работы учащихся.
Следует отметить, что эффективность профилактической деятельности
определяется тем, насколько у ребёнка воспитана потребность в здоровом образе жизни, насколько у него выработана активная жизненная позиция. При организации профилактической работы педагогический коллектив основывается на том, что чем больше у ребёнка возможностей зарекомендовать себя как творческую личность, тем меньше у него проявится интерес к асоциальным явлениям.
Традиционными в школе на протяжении многих лет являются спортивные соревнования «Весёлые старты», «Спортивные надежды школы», Дни здоровья.
По данным социологического опроса учащихся 8 – 9 классов у 94 %
школьников сформировано крайне негативное отношение к наркомании, 6 % не задумывались над этим вопросом.
Классные часы, беседы, встречи с инспектором ИДН, занятия в кружковой деятельности, участия в викторинах, праздниках здоровья, общешкольных мероприятиях помогли улучшить психологическое и социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
Профилактическая работа в учебном году дает положительные результаты.
Учащихся, стоящих на различного вида учетах нет. Классные руководители продолжат работу с учащимися по профилактике и предупреждению правонарушений по данным направлениям в следующем учебном году.
Выводы и рекомендации:
Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что работа по
формированию у обучающихся потребности в ЗОЖ, профилактике
табакокурения, антинаркотической и антиалкогольной пропаганде в школе
и классах ведётся удовлетворительно.
В связи с этим рекомендуется:
- Классным руководителям больше внимания уделять формированию у учащихся потребности в ЗОЖ. Ознакомить и раздать учащимся памятки из цикла «Как бороться с вредными привычками», провести классные часы по теме « Воспитай себя сам», «Как воспитать у себя хорошие привычки», «Как избавиться от вредных привычек».
- Включить в план воспитательной работы классные часы-тренинги по формированию устойчивого отношения к негативным проявлениям окружающей среды и воспитанию положительных привычек.
- Классным руководителям при проведении классных часов по
формированию потребности в ЗОЖ и расширению их кругозора полнее
использовать возможности библиотек и Интернета, привлекать к проведению мероприятий родителей, специалистов и общественность.
Мы надеется, что мероприятия для учеников школы прошли не бесследно: каждый осознает меру ответственности за свое поведение, понимает, что только от него зависит, каким будет его будущее.
Для предотвращения бродяжничества и безнадзорности ведется контроль над посещаемостью занятий учащимися школы. С этой целью:
- классными руководителями регулярно заполняются страница пропусков уроков в специальном журнале;
- классный руководитель в тот же день сообщает родителям о пропусках уроков.
Мы в соцсетях & RSS